Internews Kazakhstan

СЛЕДУЮ СВОИМ КУРСОМ!

Cоздан:   ср, 20/04/2011 - 13:09
Категория:
Тэги:

Радио является одним из лучших средств получения информации («четко-коротко-по существу»), приятным музыкальным сопровождением любого мероприятия или просто «фоном жизни», а для заядлых меломанов — еще основным вариантом проведения досуга. История развития FM-станций уходит корнями в XX век, сегодня же они постепенно отступают под натиском более «мобильного» коллеги — сетевого радио.

ОНЛАЙН & ОФФЛАЙН

Интернет-станции возникают в случае, когда учредители станций, вещающих в FM-диапазоне, желают привлечь потенциальных пользователей к оффлайновому эфиру, укрепить положительный имидж у аудитории имеющейся и расширить базу рекламодателей. У такого СМИ два пространства деятельности: онлайн и оффлайн. Тем не менее, функционируют они достаточно самостоятельно, поскольку существуют в различных медиа-пространствах и преследуют разные цели (сетевое радио ставит перед собой более полный комплекс задач по информированию, развлечению и просвещению).

Самые простые сетевые радио-визитки обычно имеют мало разделов и очень часто напоминают рекламный буклет или пресс-кит. Но, конечно, сайты подобного типа не являются аксиомой для брендовых станций, стремящихся продемонстрировать свою самобытность. В качестве базовых элементов на таких сайтах присутствует новостной раздел, ретрансляция прямого эфира, описание программ, сетка вещания, описание сотрудников станции и диджеев («профайлы»), подробный прайс-лист, можно встретить чат или гостевую книгу, некоторые интерактивные разделы. Основной принцип — формат прежде всего, сайт должен служить цели создания положительного имиджа и коммуникативной среды в рунете для целевой аудитории.

Примерами интересных и ярких web-решений являются некоторые сайты крупных российских станций, таких как «Наше радио» (www.nashe.ru), «Русское радио» (www.rusradio.ru), «Европа Плюс» (www.europaplus.ru), «Максимум» (www.maximum.ru), «Маяк» (www.radiomayak.ru). Помимо обязательных рубрик на них можно найти интересные решения и находки, слушателей стараются привлекать к конкурсам и акциям, активно вовлекают в эфирную жизнь станции.
Еще одним нетривиальным вариантом является официальный сайт радиостанции «Эхо Москвы» (www.echo.msk.ru). Новостная лента на главной странице оперативно обновляется вместе с выпусками новостей в эфире. В архиве можно найти текстовые версии практически всех передач станции, плюс самые «вкусные» интервью. «Эхо Москвы» в постоянном режиме проводит и голосования слушателей, касающиеся всех сфер жизни общества. Периодические викторины и проекты станции также призваны поддерживать интерес аудитории не только, и в данном случае не столько, к FM-станции, сколько к самому бренду «Эха».

Не отстает по информационной содержательности и веб-сайт радиокомпании «Голос России» (www.ruvr.ru). В сети Интернет «Голос России» вещает более чем на 30 языках, знакомит слушателей с актуальными комментариями на темы российских и международных событий, информирует о новостях в разделах «Политика», «Экономика», «Наука», «Спорт», «Культура» и т. д., осуществляет интернет-сопровождение ведущих передач, проводит голосования и конкурсы для посетителей на актуальные темы общества, семьи, искусства. Таким образом, Интернет-сайт «Голоса России» способствует продвижению русской культуры в мировое сообщество.

Создание информационно-насыщенных версионных сайтов — прерогатива, в основном, радиостанций разговорного жанра: общественно-политических или деловых, так как главной их целью является оперативное и качественное утоление «информационного голода» своей целевой аудитории, как в оффлайне, так и в сети. Поэтому их сетевые версии превращаются в самостоятельное СМИ, ориентированное на аудиторию, иногда отличную от оффлайновой.

ПАРАД-АЛЛЕ

В отличие от сайтов-версий FM-радиостанций, радио, в основе которых не лежит какой-либо известный бренд, строят политику вещания, что называется, с нуля. В этом плане им гораздо труднее, и главной их проблемой является найти спонсоров «творческого процесса». Для эфира такой станции нужно приглашать профессиональных ди-джеев, а последним в свою очередь платить зарплату. Энтузиастов, как и в любой другой области, здесь хватает, но при желании вещать долго и качественно, работать без сторонних поступлений не получится. Некоторые интернет-станции выходят из подобной ситуации «благородно», предлагая услуги по установке вещания в локальных сетях (Sunradio) или с помощью размещения на странице интернет-магазина (Специальное радио), где продается все от атрибутики станции до билетов на концерты.

Помимо ведущих, необходимо качественное наполнение эфира, тот самый пресловутый контент. Бесплатно транслировать современную музыку, не нарушая российского законодательства, интернет-радиостанции не могут, а без пополнения фонотеки не будешь интересен слушателю. Поэтому Интернет-вещатели данного типа вынуждены «крутится и вертеться», обзаводиться договорами с звукозаписывающими компаниями и авторскими сообществами, что, опять же, упирается в финансовый вопрос.

При ответственном подходе к работе, на сайтах этого типа присутствуют очень разнообразные рубрики и разделы, способные заинтересовать даже искушенного посетителя. Фантазия учредителей сайта в данном случае не ограничена форматом (в отличие от версионных собратьев) и начинается от привычного информирования аудитории (о станции, ее программах и проектах) и заканчивается зарисовками о здоровье, искусстве, погоде и любви.
Соответственно, на сайтах такого типа достаточно богатая рубрикация: новости станции, новости музыки (соответствующей формату), новости шоу-бизнеса и культуры, эфирные персоналии, странички отдельных программ, гостевая, форум, чат, хит-парад (иногда с возможностью «скачать» любимые песни), фото-галерея, игры и конкурсы, коллекции приколов, звуковые и видео-архивы (live-сессии выступавших артистов, события и акции), публикации в СМИ, интервью и многое другое. Зачастую присутствуют мультимедийные сервисы с возможностью скачать медиа-проигрыватель и подключить веб-камеру. Этому радио интересны те сферы жизни, которые соответствуют интересам потенциальной аудитории и обязательно касаются развлечения, организации интерактивной коммуникации «слушатель-радио», «слушатель-слушатель».

Идеальным примером радио описываемого типа является Интернет-станция «Специальное радио» (www.specialradio.ru). Помимо описанного выше многообразия сервисов, основную функцию радио на сайте выполняют 23 вещательных канала от pop-музыки до «блатняка» и lounge, на каждый из которых ведет собственная ссылка. Кликнув по ссылке, посетитель приступает к прослушиванию выбранного эфира и в любой момент может переключится на следующую волну. В то же время, это вовсе не аналог радиоприемника, где также много «кнопок» — там за каждой из них стоит совершенно конкретная по формату и вещанию станция. «Специальное радио» было создано 1 декабря 2001 года, начиналось с пары каналов, а сегодня разрослось до двух десятков. Учредители сайта уверены, что подобный прецедент послужит хорошим началом для создания на государственном уровне музыкальных общественных СМИ, оставив коммерческую музыку на откуп уже существующих радиостанций и медиа-империй. На сегодняшний день «Специальное радио» каждый день слушают порядка 2,5 тысяч человек.

Потягаться с ним может, пожалуй, только радио «101.ru», организованное в 1996 году частью творческого коллектива обычной столичной коммерческой станции. Радио «101.ru» изначально принадлежало российской компании «Интернет 101», и позиционировало себя как «творческого наследника» «Радио 101» (101,2 FM), стоявшего у истоков коммерческого музыкального радиовещания в России в начале 90-х. Компания «Интернет 101» первой подписала контракт с РОМС (подразделением Российского авторского общества), легализовавшим право трансляции в Интернете музыкальных произведений. С начала 2008 года владельцем домена «www.101.ru» является вещательная корпорация Проф-Медиа, которая ставит своей задачей «удовлетворить растущие запросы самых взыскательных пользователей Сети». Сейчас на сайте «101.RU» более восьмидесяти разнообразных радиоканалов, где помимо обычного деления на стили, присутствуют несколько направлений фоновой музыки, авторские каналы (создаваемые при участии и поддержке культовых фигур отечественной музыки), музыка других стран (Италии, Франции, Армении, Турции, Индии), а также юмористические и детские каналы, объединенные по дифферецирующим признакм в 10 разделов.

«101.RU» позиционирует себя как совокупность независимых от оффлайнового продукта профессиональных радиоканалов, предназначенных исключительно для прослушивания в Интернете. Однако возникают большие сомнения в том, что, являясь собственностью ВКПМ, «самостоятельные» каналы никак не зависят от политики крупного холдинга. Тем не менее, проект достаточно интересен хотя бы тем, что к каждому каналу прилагается своя интерактивная страница, с постоянно обновляемым контентом, новостным тематическим блоком, системой ротации и связью со слушателями в разделе «Отзывы и предложения». Помимо этого пользователь может записать любимые музыкальные каналы на 9 кнопок и легко переходить с одного канала на другой. Интернет-радиостанции ВКПМ на портале «101.RU» доступны в трех стандартах качества: 22 Кбит/с, 48 Кбит/с и 128 Кбит/с.

Кроме явных лидеров подобного жанра в сети распространено много станций, сделанных не столь кропотливо, но работающих самостоятельно и имеющих право называться Интернет-радио, например San-FM (www.sanfm.ru), Радио 13 (www. radio13.ru) и Sunradio (www.sunradio.ru), вещающих в основном музыку для молодежи. Есть серверы, объединяющие в себе все вещающие в Интернете радиостанции, как версионные, так и независимые, самым масштабным и профессиональным из которых считается «Е-радио» (www.e-radio.ru).

КУДА ПЛЫВЕМ?..

Как скоро интернет-радио станет серьезным конкурентом обычному радио, сегодня сказать трудно — новое медиа находится в начале свого развития и еще не набрало «гонора» эфирных станций. Но будущее, несомненно, за ним. Если человеку доступно как обычное, так и web-радио, то уже сейчас пользователи Интернета, имеющие неограниченный доступ, все чаще отдают предпочтение разнообразию радиостанций в сети. А с массовым распространением беспроводного Интернета, Wi-Fi-радиоприемники смогут вытеснить обычные FM-приемники.

Второй важный вопрос — как скоро с юридической точки зрения Интернет-радиостанция сможет считаться СМИ, как, например, сегодня Интернет-газеты, получающие лицензию электронного СМИ? Существует мнение, что современные российские Интернет-станции пока нельзя назвать «радио». Антон Носик (активный участник общественно-политических дискуссий, известный Интернет-блоггер, один из «пионеров русскоязычного Интернета»): «То, что мы видим сейчас, к радиовещанию в Интернете не имеет никакого отношения. Это просто выкладывание в Интернет радиостанциями своих визитных карточек. Если радиостанция, которая имеет аудиторию 460 тысяч человек в Москве, получает через Интернет дополнительно 25 слушателей — то здесь вообще не о чем говорить. То, что мы видим сегодня в России, это процесс накопления опыта, ценного и, безусловно, важного. Но это еще не есть радиовещание».

Пока отечественное Интернет-радио назвать четвертым китом СМИ можно действительно с большой натяжкой. Но радио в электронных сетях и не может быть радиовещанием в привычном понимании. Вполне логично, что создавалось оно, опираясь на опыт FM-станций, но в отличие от оффлайна, Интернет — абсолютно иная среда как по содержанию, так и по воздействию на сознание. Поэтому и формы преподнесения информации здесь свои. Чтобы оформиться в самостоятельное СМИ, ему потребуется время.

Тем не менее, аудитория у подобных сайтов уже сегодня серьезная, «жители» сети отыскали в такой форме вещания немало плюсов, хотят и будут потреблять этот музыкальный продукт. Сейчас сетевые радиостанции не зарабатывают денег, они в большинстве своем представляют любопытные эксперименты по поиску своего лица, главное в процессе поиска не свернуть с нужного курса.

Автор: Наталья НАРЫШКИНА
Рубрика: Радио

Источник: МедиаПрофи