Internews Kazakhstan

Цифровое ТВ и региональное вещание России

Cоздан:   пн, 19/07/2010 - 09:33
Категория:
Тэги:

15 июля состоялось совещание руководителей телерадиокомпаний Центрального федерального округа.

Какие изменения ждут региональные, городские и муниципальные телекомпании в связи с начинающимся переходом на цифровые технологии вещания? Будут ли увеличиваться объемы их вещания и производства собственных программ, изменится ли программная политика, если не сохранятся партнерские отношения с федеральными сетевыми компаниями? В какие эфирные мультиплексы (цифровые пакеты телевизионных каналов) могут быть включены их программы и какие модели вещания разрабатывать тем компаниями, которые не войдут в первые три мультиплекса? Как будут развиваться транспортные сети доставки телесигнала в неэфирных средах? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые обсуждаются сейчас в телевизионном сообществе. И главный из них - как сохранить аудиторию, лояльность которой нарабатывалась многие годы?

В отношении региональных каналов (трансляция которых осуществляется в пределах территории одного или двух сопредельных субъектов Российской Федерации) ситуация более-менее понятна. Среди задач, определенных Федеральной целевой программой развития телерадиовещания до 2015 года, учтено и «обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания». Тем более, что в Концепции развития телерадиовещания региональные каналы названы «обязательными общедоступными». В связи с этим высока вероятность включения региональных каналов уже в 1-й федеральный цифровой мультиплекс, о необходимости чего НАТ заявила в мае этого года на расширенном заседании Коллегии Минкомсвязи РФ. Работа по выбору региональных каналов для распространения в каждом регионе Федерации в составе 1-го мультиплекса практически началась.

Но если и 2-й мультиплекс станет федеральным («сквозным»), то к чему готовится сетевым каналам и их партнерам? Какое будущее ждет сотни городских и муниципальных каналов, производящих незначительные объемы собственных программ и транслирующих контент каналов-«доноров»?

На состоявшемся в середине мая заседании «Цифрового альянса России» вещателям было предложено самим выработать модели возможного развития с учетом особенностей каждого региона. По согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ НАТ подготовила пакет необходимых документов, развернутый перечень вопросов и тезисов, утвердила координаторов территориальных совещаний региональных телекомпаний по федеральным округам, график их проведения. К настоящему времени состоялись республиканские и областные совещания телекомпаний Северо-Кавказского федерального и Ханты-Мансийского автономного округов, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Омской области. До конца июля будут проведены совещания в большинстве субъектов Федерации.

15 июля на базе «Телеканала Подмосковье» прошло совещание руководителей телерадиокомпаний Центрального Федерального округа. В его работе приняли участие заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ А.В.Малинин, Министр по делам печати и информации Правительства Московской области С.Н.Моисеев, Министр информационных технологий и связи Правительства Московской области Н.В.Межуев, директор Департамента цифрового телевидения Минкомсвязи РФ В.П.Стыцько, начальник Управления телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Роспечати Н.Т.Лихачева, начальник Управления разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора М.Ю.Ксензов, заместитель директора Департамента планирования и инвестиций ФГУП РТРС Ю.В.Момджи, заместитель генерального директора ФГУП НИИР И.В.Кокошкин, начальник отдела МНИТИ К.И.Кукк, директор Департамента ОАО РТВ М.А.Загнетко, руководители ряда других предприятий и организаций отрасли.

Открывший совещание Президент НАТ Э.М.Сагалаев напомнил собравшимся о целях и задачах проводимых собраний, о необходимости выработки консолидированного мнения сообщества относительно возможных моделей развития региональных и муниципальных телерадиокомпаний в связи с переходом на цифровое вещание. НАТ выступает за сохранение творческих коллективов, имеющих авторитет у аудитории и программы которых популярны в своих регионах, тех компаний, которые уже сейчас реализуют бизнес-модели распространения контента в разных средах, реально представляют ситуацию на региональных рынках коммуникаций и рекламы.

А.В.Малинин проинформировал о состоявшемся 13 июля заседании Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания и, прежде всего, о решении, принятом по вопросу построения сети трансляции общероссийских обязательных общедоступных каналов. Он сообщил, что претендовать на вхождение в цифровые мультиплексы могут сильные региональные игроки, в первую очередь, имеющие самостоятельное программирование и производящие доминирующие объемы программ собственного производства. Они должны представлять к тому же, что оплачивать услуги связи по доставке каналов будут самостоятельно. Проблема подъема сигналов на спутники связи будет решаться для телеканалов, вошедших в 1-й и 2-й мультиплексы по-разному, но федеральные сети при желании сохранят возможность включать в свои программы региональные врезки во 2-м мультиплексе. В 3-й мультиплекс могут войти те городские и муниципальные каналы, которые имеют реальные творческие и финансовые возможности и представляют свою полноценную деятельность в случае сокращения или утраты сотрудничества с федеральными сетями. Именно поэтому и необходимо предложение моделей для работы в цифровых эфирных мультиплексах или в других средах.

«Двойной скачок» во 2-м мультиплексе значительно удорожает распространение программ, и это должно быть понятно вещателям, сказал В.П.Стыцько. Поэтому, скорее всего, он будет создаваться как федеральный (сквозной). Что касается 3-го мультиплекса, то одним из возможных вариантов для вещателей может быть кооперация средних и малых компаний, другим – создание одного канала с самостоятельным программированием и собственным производством. Третий вариант – распространение программ в кабельных сетях или в Интернете.

Следует учитывать, подчеркнул А.В.Малинин, что число городов, в которых федеральным каналам с экономической точки зрения интересно распространять свои программы с включением общероссийской и локальной рекламы, не более 120. С учетом необходимости абсолютного сопряжения сигналов от Москвы до каждого регионального пункта могут быть использованы технологии распределенного ремультиплексирования (способ формирования регионального мультиплекса, при котором на каждой передающей станции осуществляется синхронная врезка программ региональных компаний) или сплайсинга (способ «бесшовной» вставки программного контента или рекламы в транспортный поток федерального мультиплекса). При этом второй способ, применение которого должны будут оплачивать сами каналы, значительно более дорогой.

Член Правления НАТ, генеральный директор ОАО «Телевидение Подмосковья» Р.Ю.Оганесов заявил о необходимости при отборе каналов для включение в эфирные мультиплексы не ограничиваться исключительно территориальным принципом. Три года назад «Подмосковье» уже считался региональным каналом, производя 15 минут собственных программ в сутки. Региональным он является и сейчас, обеспечивая вещание в объеме 24 часов в сутки. Но и при этой существенной разнице есть проблемы, в том числе в области взаимодействия с муниципальными компаниями.

Р.Оганесов зачитал письмо директора Курской областной телерадиокомпании «Сейм» И.Михайлова, в котором, в частности, сообщается: «Для нас «цифра – уже сегодняшний день. В рамках подписанного с ФГУП РТРС соглашения о сотрудничестве уже год реализуется пилотный проект по развитию цифрового эфирног вещания. Сеть с охватом более 95 % населения построена и Курский областной радиовещательный передающий центр – филиал ФГУП РТРС в тестовом режиме на основании полученных временных разрешений транслирует телеканалы первого мультиплекса.
В регионе началась активная продажа цифровых приставок, в том числе и отечественного производства. Руководство области понимает, как важно внедрение «цифры» именно в приграничном регионе и всецело поддерживает это проект. Однако нам постоянно приходится отвечать на вопросы жителей области по поводу нашего отсутствия в цифровом пакете телеканалов.
Мы убеждены, что первый мультиплекс должен быть дополнен хотя бы одним региональным каналом – на конкурсной основе по решению ФКК с учетом мнения НАТ.
Мы предлагаем участникам совещания обсудить предложение о расширении первого мультиплекса с включением регионального канала. Это даст возможность в тестовом режиме отработать технологию внедрения местных каналов во 2-й и 3-й мультиплексы, ускорит распространение цифрового телевидения в каждом регионе, в разы увеличив привлекательность «цифры» для местного населения…»

На вопрос генерального директора телекомпании «АБИ Медиа» из г.Владимира М.Полухина, - когда будет известен перечень критериев, определяющих статус и положение регионального канала, - А.Малинин ответил: экономическая самостоятельность, финансовая независимость, популярность у населения региона. На первом месте – определенный объем программ собственного производства. Необходимо представлять, - дополнил Э.Сагалаев, - что слот в мультиплексе не может выделяться для компании, производящей собственные программы в объеме 1 – 2 – 3 часов в сутки. Кроме того, надо иметь в виду, что возможно создание силами РТРС необходимой инфраструктуры и для локального мультиплекса.

Директор ЗАО «ВА-БАНК-Плюс» (г. Орел) Е.Шварц поставил вопрос о возможности сотрудничества вещательных компаний с операторами связи, не входящими в систему РТРС, аргументируя существующими проблемами с подачей сигнала от областного РТПЦ до городских передатчиков, непрозрачными тарифами на услуги связи.

Государство, - ответил А.Малинин, - вкладывает средства в развитие современной инфраструктуры телерадиовещания в целом по стране. Государственный вещатель, государственный оператор отвечают за бесперебойное обеспечение вещания для всего населения страны. Свои сети мы строим и сдаем согласно всем процедурам, всем законам. Большая часть региональных коммерческих сетей не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к федеральным сетям. Поэтому, кто и что будет вещать в эфире будет и впредь регулироваться посредством Федеральной конкурсной комиссии и лицензирования. Сотрудничество с региональными операторами и предприятиями сотовой связи не исключается, а предполагается, что возможно по завершению работ, связанных с созданием первых двух мультиплексов.

Директор тверской редакции телепрограммы «ТВ-Пилот» Д.Зеленов сообщил, что при существующем региональном рекламном рынке и тарифах на услуги связи не хватает средств для оплаты аналоговых передатчиков. Он предложил сформулировать предложение о необходимости государственной поддержки тех региональных каналов, которые могут войти в 1-й мультиплекс. Инфраструктура 1-го, как и последующих двух мультиплексов, ответил В.Стыцько, создается на бюджетные средства. Создание сетей цифрового вещания 4-го и 5-го мультиплексов, если в этом возникнет необходимость, будет осуществляться операторами связи на конкурсной основе. С точки зрения рекламного рынка и коммерческой привлекательности создание этих мультиплексов возможно в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тысяч жителей. Субсидии телерадиовещательным организациям, осуществляющим вещание обязательных телерадиоканалов на территории Российской Федерации, предусматриваются на оплату предоставленных государственным оператором связи услуг на период параллельного аналогового и цифрового вещания в 2010 году в населенных пунктах с численностью населения менее 200 тысяч жителей, а с 2011 года – менее 100 тысяч жителей.

По словам А.Малинина, для каждого федерального канала расчетная стоимость распространения во 2-м мультиплексе на территорию всей страны - до 1 млрд рублей в год. Разделив эту цифру на количество региональных каналов, которые войдут в 1-й мультиплекс, можно получить стоимость распространения для каждого. В зависимости от условий региона распространение в одного регионального канала 3-м мультиплексе обойдется ориентировочно в 15-20 млн рублей в год. А.Малинин порекомендовал вещателям подумать о том, что для городских каналов с учетом интересов бизнеса, вероятной утраты связей с федеральными сетями интереснее войти в 3-й мультиплекс, где возможен вариант создания пула муниципальных каналов с самостоятельным контентным наполнением. Ведь необходимо ответить самим себе, насколько конкурентоспособными и интересными аудитории могут быть программы собственного производства компаний объемом 24 часа в сутки, даже если предположить, что на их производство найдутся творческие, финансовые и технические ресурсы. Надо взвесить все достоинства и проблемы взаимодействия как с сетевыми каналами, так и компаниями – агрегаторами контента.

Эту тему развили в своих выступлениях генеральный директор компании «STP – контент» И.Потоцкий и председатель Совета директоров компании «Национальный телевизионный синдикат» И.Матюшенко.
О формировании тарифов на эксплуатацию передатчиков раздельно по регионам рассказал Ю.Момджи.

Важный вопрос взаимодействия региональных властей с государственным регулятором, телекомпаниями, РТРС поднял Министр по делам печати и информации областного Правительства С.Моисеев. Модернизация инфраструктуры для цифрового вещания требует решения и таких проблем, как землеотвод, создание коммуникаций, общестроительные работы. Не решена проблема поддержки малоимущей части населения для приобретения цифровых приставок.

На совещании обсуждались также вопросы повременно-территориальных планов перехода на «цифру», необходимости определения в ближайшее время принципов лицензирования вещательной деятельности в цифровой среде, наличия и стоимости оборудования для переоснащения аппаратно-студийных комплексов.

Президент НАТ Э.Сагалаев напомнил, что совещание имеет организационный характер, его участникам предстоит в ближайшее время провести встречи руководителей телерадиокомпаний в каждой области Центрального федерального округа и представить конкретные предложения о принципах организации вещания в новых условиях.

14 июля состоялись совещания региональных телекомпаний в Ханты-Мансийске и Республике Бурятия, 20 июля в Красноярске встретятся руководители компаний Северного федерального округа, 28 июля в Казани - Приволжского ФО, 29 июля в Ростове-на-Дону – Южного ФО.

Источник: Информационно-аналитический центр НАТ