Internews Kazakhstan

Бурное развитие Интернета совершенствует университетские программы

Cоздан:   пт, 19/06/2009 - 09:01
Категория:
Тэги:

На постсоветском пространстве факультеты журналистики в университетах стали активно использовать возможности новых технологий для общения, в процессе обучения в целом, в создании отдельных интерактивных семинаров и многом другом.  IJNet провел интервью с деканом факультета журналистики КазНУ им.аль-Фараби, профессором, доктором политических наук Ибраевой Галией Жунусовной. В этом году университет отмечает юбилей — 75 лет со дня основания факультета журналистики в 1934 г.

IJNet: Вашему факультету в этом году исполняется 75 лет, это огромный опыт в журналистике и длинный пройденный путь. Какие изменения принесли новые технологии и новые виды СМИ? Насколько они доступны студентам и преподавателям?

Новые технологии изменили содержание программы обучения. Уже сейчас почти в каждой аудитории факультета есть интернет, компьютеры, проекторы, вебкамеры, что позволяет проводить лекции в интерактивном режиме, привлекая лекторов, например, находящихся в Куала-Лумпуре (Малайзия) или в США. Сейчас по всему периметру университетского городка размещаются большие видеомониторы, через которые будут транслироваться местные телепрограммы.

Факультет журналистики сделал огромный скачок в использовании современных технологий: совсем недавно открыта новая цифровая теле- и радиостудия. На ее приобретение ректорат выделил 40 миллионов тенге (более 260 тыс. долларов США). Это суперсовременное оборудование, которое позволит студентам уже с первого курса участвовать в реальном, практическом процессе подготовки теле- и радиопрограмм, фильмов и клипов.

Интернет расширяет и возможности самих студентов, которые, изучая, к примеру, опыт СМИ какой-либо страны, могут получать информацию не только от преподавателя, но и из вебстраниц изучаемой медиаструктуры, которыми располагает практически каждое ведущее издание мира. Они знакомятся с программами, ведущими журналистами и комментаторами. Кроме того, есть страницы www.youtube, которые раскрывают перед ними возможности учебных телерадиостудий разных университетов мира. Это расширяет кругозор и креативность мышления: студенты начинают создавать свои видеосюжеты. Например, наши первокурсники разместили в www.kaztube короткие сюжеты о биологическом и археологическом музеях университета, о своей студенческой жизни.

С 22 мая 2009 г на территории всего университетского городка КазГУград, площадь которого около ста квадратных га, начала действовать беспроводная интернет-связь. Студенты теперь могут подключаться к интернету в любом месте — в общежитии, кафе, столовой, на скамейках или на зеленой лужайке у корпусов. Значительно увеличилась скорость передачи информации. Летом вводится новое интернет-кафе: это огромный зал, в котором работают триста компьютеров, и где студенты могут заниматься круглосуточно.

Кроме того, в начале следующего учебного года вводится в строй новая, оснащенная передовыми электронными технологиями, цифровая библиотека, которая станет ведущим научным центром в Центральной Азии. Сейчас в университете осуществлена подписка на программу Elsevier, дающая доступ к 2000 научных журналов лучших университетов мира.

Изучают ли Ваши студенты, как организовывать новые виды СМИ? Готовы ли они создавать новостные вебсайты? Насколько они активны в создании собственных блогов?

Факультет готовит специалистов, которым придется работать в новых условиях. Во-первых, активно развиваются новые технологии, предрекая сокращение печатных газет, журналов и т. д. Во-вторых, важно создавать условия для получения студентами универсальных знаний в области журналистики. Если раньше только одна кафедра — телерадиожурналистики — занималась обучением студентов по курсу «Как создавать новостные вебсайты», то теперь все преподаватели обучаются этому, так как с сентября на факультете официально открывается мультимедийная редакция («Конвергентный ньюсрум»), и студенты каждой кафедры будут ежедневно готовить новости для университетской телесети, радионовости для университетского радио. Эти же новости будут размещаться в Интернете, а в конце недели будут опубликованы в печатном варианте в факультетской газете Журналист.

15 апреля на сайтах факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и нашего факультета была опубликована газета «Журналист», подготовленная силами студентов двух факультетов журналистики — КазНУ им.аль-Фараби и МГУ им. М. В. Ломоносова. Студенческая газета, вышедшая в печатном и онлайновом форматах, была посвящена двум важнейшим событиям: 75-летию КазНУ и III Международному конгрессу молодых ученых и студентов «Мир науки», который состоялся в Алматы.

В прошлом учебном году студенты второго курса участвовали в программе для молодых журналистов стран Средней Азии по курсу дистанционного обучения TOL (Чехия) «Введение в новые СМИ». Программа включала изучение основ блогов и их ведения, студентов консультировали преподаватели центра обучения Би-би-си, они учились писать статьи, буквально по абзацам, по предложениям, что значительно повысило их творческий потенциал. Это была очень хорошая работа: студенты начали создавать свои веб-страницы и активно участвовать в Интернет общении. Кроме того, студенты и преподаватели участвуют в дистанционных тренингах для журналистов News University института Пойнтера.

Есть ли у студентов возможность изучать средства мультимедиа, созданные специально для журналистов?

Я получила информацию, что Nokia Research Center вместе с новостным агентством Reuters разрабатывают специальное ПО и сервис для журналистов, и что тестовые эксперименты проводятся на базе некоторых университетов. Наш университет также мог бы стать стартовым полем для подобных экспериментов. В апреле 2009 года к нам приезжала профессор журналистики из США Маурин Немечек из университета Оклахомы. Она читала курс «Конвергентная журналистика», по результатам которого наши докторанты создали веб-страничку.

Открывают странички студенты и на казахском языке, что стало возможным с созданием специального программного обеспечения. Например, создал свою страничку студент Адильбек Жакап http://nurbolatuli.wordpress.com/. Объясняя, почему он создал свой сайт и страничку, он говорит, что это возможность рассказать о том, что сложно сделать в печатной прессе. Его блоги отражают увлечения автора художественным искусством и керамикой, коллекции старины. На одной из страничек он опубликовал материал о семье с детьми, которая несколько лет жила в киоске. При поддержке журналистов, которые рассказали об этом случае, неизвестный бизнесмен купил этим людям двухкомнатную квартиру.

Недавно у Вас открылось отделение международной журналистики. Это особое направление, которое развивается далеко не на каждом факультете журналистики. Расскажите, пожалуйста, о его развитии. Насколько Вашим выпускникам удается найти работу?

Международная журналистика была открыта как специальность в 1993 году, но потом в 2000 году по неизвестным причинам ее закрыли. Для Казахстана журналист-международник —  это, прежде всего, защитник государственных интересов страны, организатор грамотной и компетентной системы публичной дипломатии в СМИ, рефлектор позитивного позиционирования национальных ценностей Казахстана за рубежом.

Паритетное включение Казахстана в глобальное информационное пространство предполагает наличие и подготовку собственных журналистских кадров, прекрасно понимающих специфику различных стран, свободно владеющих иностранными языками, способных создавать качественный контент в разных вариантах: текстовом, звуковом, визуальном и онлайновом.

На факультете уже четвертый год действует программа PhD для докторантов — «Политическая коммуникация и журналистика». Для них распоряжением МОН РК (Министерство образования и науки РК) ежегодно выделяется миллион долларов для приглашения научных руководителей из лучших университетов мира, а также прохождения стажировок в течение семестра в этих же университетах. Докторанты пишут диссертации на английском языке, чтобы их статьи и научные исследования стали известны за рубежом. У нас пока только два выпускника. Одна из них писала исследование по роли СМИ в выборном процессе и успешно продолжает работу как международный наблюдатель: в прошлом году — эксперт в Египте, в 2009 — в Ливане. Другая докторант успешно выполнила исследование по информационному вещанию, используя новейшие методики, что позволило предложить нашим телеканалам практические рекомендации по более эффективному и качественному выходу в эфир. Сейчас она находится на стажировке в Великобритании.

Выпускники прошлых лет активно работают в СМИ Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья, в частности, в России, Киргизии и Канаде.

Насколько активно студенты изучают иностранные языки?

Студенты изучают иностранные языки в пределах учебной программы, которую мы намерены изменить. Это возможно сделать только в рамках сроков, предоставляемых МОН РК для формирования нового типового плана. Основные изменения коснутся как раз часов, выделяемых на изучение иностранных языков. Президент нашей страны Н. А. Назарбаев всегда подчеркивает важность знания нашей молодежью трех языков: казахского, русского и английского. Именно поэтому ежегодно три тысячи молодых людей выезжают в лучшие университеты мира по государственной программе «Болашак».

Кафедра международной журналистики ежегодно предлагает студентам ряд курсов по теории и практике зарубежной журналистики: «Журналистский текст в зарубежных изданиях», «Стандарты международной журналистики», «Вариативность и трансформация жанров зарубежной журналистики», «Как писать для зарубежных СМИ» — эти курсы были выбраны студентами для изучения в будущем учебном году. Ранее у нас уже практиковался курс «Как писать статьи на экологическую тему для зарубежных СМИ»: его вел редактор журнала «Science» Ричард Стоун. В этом году курс «Как писать для зарубежных СМИ» будет вести профессор из Северной Каролины Холл Фостер, который одновременно является редактором газеты на английской языке Фокус в Алматы. Таким образом, три-четыре курса из блоков обязательных и факультативных дисциплин читаются на английском языке.

Кроме того, вместе с профессором из Оклахомы Джеми Фуллертон мы подготовили учебное пособие «Сто задач и упражнений по журналистике» на казахском, русском и английском языках, чтобы показать, как надо готовить информационные материалы для аудитории, которая отличается по языку, месту проживания, менталитету и культурным особенностям.

Как Интернет помогает развивать специальность «Международная журналистика»?

Безусловно, Интернет — основной источник информации о международных организациях и институтах и самый оперативный способ связаться с пресс-службами различных стран, наладить личные контакты с зарубежными журналистами и преподавателями журналистики. Интернет дает возможность быстрого доступа к зарубежным СМИ на английском языке и к сайтам обучающих журналистских организаций. Это дополнительные возможности дистанционного образования и многое другое.

Возможности интернета для международной журналистики безграничны. Вся наша работа по организации учебного процесса журналиста практически не разделяет международника от обычного журналиста. Все должны знать технологии, иностранные языки, национальную казахскую историю и мировую культуру. Без этих знаний невозможно воспитать журналиста, который будет компетентен и конкурентоспособен.

Автор: Юлия Мельник, редактор русской версии IJNet

Источник: ЦЭЖ