Internews Kazakhstan

Г.Рыскулова: Журналистское сообщество должно занимать этичные и взвешенные позиции в избирательной системе Кыргызстана

Cоздан:   ср, 17/06/2009 - 15:50
Категория:
Тэги:

Журналистское сообщество, осознавая свою особую роль, должно занимать этичные и взвешенные позиции в избирательной системе Кыргызстана, считает эксперт Гуля Рыскулова. О тонкостях предвыборной агитации в СМИ в интервью ИА АКИpress рассказывает Г. Рыскулова.

В чем заключается деятельность СМИ в выборных кампаниях?

Средства массовой информации являются ведущим каналом коммуникации, обеспечивая обмен информацией между субъектами выборов. Деятельность СМИ по созданию и распространению информации, связанной с выборами, делится на два вида: информирование избирателей и предвыборную агитацию.

Информирование избирателей СМИ осуществляют через освещение избирательной кампании, разъяснение избирательного законодательства, распространение информации о сроках и порядке голосований, сообщение сведений о кандидатах и партиях, а также об итогах голосования и результатах выборов.

Предвыборная агитация — это коммуникативная деятельность субъектов выборов, в этот период СМИ побуждают избирателей участвовать в выборах и голосовать за определенного кандидата либо политические партии или против них.

Основное же отличие информационной деятельности СМИ от предвыборной агитации — это беспристрастность и достоверность, то есть равный подход ко всем кандидатам и политическим партиям. И при информировании, и при осуществлении предвыборной агитации СМИ не должны нарушать также принципа равенства кандидатов и партий.

Как может соблюдаться беспристрастность СМИ при их зависимости от владельцев, рекламодателей, властных структур?

Действительно, требование избирательного законодательства соблюдать нейтральный характер при освещении избирательной кампании создает для СМИ определенные проблемы, зачастую возникает конфликт интересов. Но ведь мы все прекрасно понимаем, что такого явления, как абсолютно беспристрастная информация, не существует. Все сообщения и обзоры до определенной степени носят на себе признаки выборочности, художественной обработки, отношения самого журналиста, его профессионализма и т. д.

Поэтому журналистское сообщество, осознавая свою особую роль, должно занимать этичные и взвешенные позиции в избирательной системе Кыргызстана. Налагать на представителей медиа сообщества, участвующих в освещении избирательных кампаний, особую моральную ответственность за беспристрастное, за высокопрофессиональное поведение при участии в информационном обеспечении выборов, объективное и максимально достоверное доведение до сведения избирателей информации о выборах.

Входит ли в понятие информирования освещение служебной деятельности Президента Кыргызской Республики?

Согласно пункту 3 статьи 28 Кодекса о выборах депутаты Жогорку Кенеша и Президент Кыргызской Республики в период избирательной кампании не слагают с себя полномочия и остаются при исполнении своих обязанностей. СМИ могут показывать, что происходит в ходе принятия законов Жогорку Кенешем, в том числе освещая позицию депутата по тому или иному закону, что является информированием.

Освещение официальной деятельности Президента Кыргызской Республики, например, государственного визита в период избирательной кампании, также будет информированием о деятельности Президента. Такого рода информация вообще не относится к информированию избирателей о выборах и не регулируется законодательством о выборах, если только в данной информации не будет указываться, что соответствующее должностное лицо, в данном случае Президент, является кандидатом.

Вместе с тем, например, демонстрация в период предвыборной агитации фильма о кандидате — действующем Президенте, содержащий его биографию, включая факты служебной деятельности в прошлом, следует, по моему мнению, расценивать как агитационный материал, который должен распространяться с соблюдением требований к распространению агитационных материалов.

Какие СМИ имеют право участвовать в предвыборной агитации? Что разрешается незарегистрированным СМИ?

Принимать участие в предвыборной агитации имеют право только те СМИ, которые не позднее пяти календарных дней после опубликования решения о назначении выборов опубликовали сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени печатной площади и предоставили данную публикацию в избирательные органы. Освещать избирательную кампанию, производить и распространять информационные передачи о выборах не агитационного характера с соблюдением требований закона вправе любые организации СМИ, в том числе и зарубежные.

Как реагировать редакции СМИ на представленный агитационный материал, если в нем содержатся явно недостоверные сведения или сведения, достоверность которых вызывает сомнения?

Законодательство о выборах не предъявляет к информации, распространяемой в порядке проведения предвыборной агитации, требования достоверности. Поэтому с точки зрения избирательного законодательства не имеет значения, соответствуют ли действительности, приводимые в агитационных материалах, данные. Редакция СМИ не несет ответственности за достоверность конкретных данных (например, показателей экономического развития региона, сведений о численности членов партии и т п.), приведенных в агитационном материале кандидата.

Вместе с тем, можно обратить внимание кандидата, представившего такой материал, на то, что если какие-либо физические лица, должностные лица, государственные органы сочтут, содержащуюся в агитационных материалах, информацию недостоверной и причиняющей им моральный вред, наносящей ущерб их чести, достоинству, деловой репутации, они могут обратиться в суд с соответствующим иском к кандидату в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Кыргызстана, а редакция рискует быть втянутой в судебные разбирательства.

Если кандидат баллотируется на должность Президента, может ли его коммерческая реклама, содержащая его фамилию, распространяться без оплаты из средств избирательного фонда?

К сожалению, в избирательном законодательстве отсутствует норма, прямо регулирующая данный вопрос, в связи с чем, я рекомендую в таких случаях обращаться за разъяснениями в Центризбирком. Полагаю, что оплата рекламы коммерческой деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата усиливает рекламный эффект его предвыборной кампании и должна осуществляется только за счет средств избирательного фонда кандидата.

Имеет ли право редактор сокращать, править агитационные материалы? На какие еще моменты Вы рекомендуете кандидатам и СМИ обратить внимание?

Публикация агитационных материалов кандидатов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом. Кроме того, день выборов назначен на четверг, многие СМИ выпускаются в среду, 23 июля на распространение агитационных материалов налагается запрет, следует либо перенести выпуск издания, либо в это день воздержаться от размещения агитационных материалов в этом номере. Также, во всех агитационных материалах должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. Редакции указанных изданий не должны также допускать к публикации агитационные материалы, содержащие признаки экстремизма, возбуждающие социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду.

Хочу отметить, что целенаправленную деятельность СМИ по систематическому распространению информации о кандидатах в основном позитивного (или в основном негативного) содержания, заведомо недостоверной информации, а также связанную с выборами, с участниками избирательного процесса информационную деятельность с использованием специальных приемов подачи информации, например таких, как смешение информации и комментария, фактов и предположений и тому подобное, можно расценивать, как агитационную.

Размещение в СМИ поздравлений с праздниками от имени кандидата может рассматриваться как, деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к такому кандидату и должна быть оплачена из соответствующего избирательного фонда.

Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, содержащаяся в СМИ, является уголовно наказуемым деянием, следовательно, если редактор СМИ заведомо знает о содержащейся в агитационном материале клевете, он не вправе разрешить его выпуск в свет. Нужно особенно остерегаться совершения таких уголовно наказуемых деяний, как оскорбление, т. е. унижение чести и достоинства кандидата в неприличной форме, и клевета, т. е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата. В этих случаях штрафом можно и не отделаться: нарушителю грозят также исправительные работы и даже арест и лишение свободы.

На сайте Центризбиркома аккредитовано 135 СМИ, из них 92 печатных издания, 25 ТВ и только 3 интернет СМИ, в том числе ИА «Акипресс». Означает ли это, что остальные интернет-сайты не смогут размещать агитационные материалы?

Ответ на этот вопрос, по нашему мнению, зависит от того, зарегистрирован ли соответствующий интернет-ресурс в качестве СМИ в установленном законом порядке или нет. На интернет-ресурсы, зарегистрированные в качестве СМИ, следует распространять требование кодекса о выборах, регламентирующие порядок проведения предвыборной агитации через СМИ.

Если интернет-ресурс не зарегистрирован в качестве СМИ, размещение на нем агитационных материалов, по сути, является формой выпуска и распространения аудиовизуальных и иных агитационных материалов, в связи с чем, такое размещение должно осуществляться с соблюдением требований статьи 35 кодекса о выборах.

Исходя из этих требований: все агитационные материалы, размещаемые на указанных интернет-ресурсах, должны изготавливаться на территории Кыргызстана. Все аудиовизуальные агитационные материалы, размещаемые на указанных интернет-ресурсах, должны содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации (фамилию, имя, отчество лица и адреса мест жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, фамилию, имя, отчество лица, заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Не требуется, на мой взгляд, информация о тираже, так как для материалов, размещаемых в Интернете, она в данном контексте не имеет смысла; экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии (в данном случае, возможно, распечатки, скриншоты) иных агитационных материалов до начала их распространения (в данном случае — до размещения в Сети) должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Кыргызской Республики.

Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда и без указания необходимых данных, перечисленных выше; запрещается распространение агитационных материалов без предварительного их представления в Центральную избирательную комиссию с указанными выше необходимыми сведениями, а также с нарушением правил использования в агитационных материалах изображений и высказываний физических лиц.

Источник: CA-News