Internews Kazakhstan

В Астане завершилось обсуждение законопроекта «О телерадиовещании». Его будущее — в руках депутатов Парламента РК

12—13 сентября 2011 года в Астане состоялся Круглый стол по обсуждению законопроекта «О телерадиовещании». Участие в обсуждении приняли международные эксперты, депутаты Парламента РК и представители государственных органов, участники медиарынка и представители общественных организаций.

Напомним, что законопроект «О телерадиовещании» разрабатывался в течение года и в скором времени должен поступить на рассмотрение в Мажилис Парламента РК. Этот законопроект вызывает неоднозначную реакцию: от полного одобрения и поддержки до конструктивной критики его концепции в целом и отдельных его статей. Поэтому участники обсуждения постарались максимально концентрировано донести свою позицию по нашумевшему законопроекту до сведения присутствующих депутатов Парламента РК.

Законопроект «О телерадиовещании» в случае принятия в существующей редакции ухудшит ситуацию со свободой электронных СМИ

Директор Бюро представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Андрей Рихтер наблюдает за «эволюцией» казахстанского законопроекта «О телерадиовещании» с момента появления самой первой его редакции. Им неоднократно разрабатывались и предоставлялись детальные предложения и замечания по улучшению законопроекта. Тем не менее, его рекомендации в отношении законопроекта, высказанные во время обсуждения на Круглом столе, касались не только конкретных статей, но и процесса обсуждения и разработки законопроекта в целом.

В частности, он обратил внимание представителей депутатского корпуса и государственных органов на необходимость учитывать «замечания к законопроекту, предлагаемые со стороны гражданского общества и самих вещателей, входящих в состав рабочей группы, а также международных организаций». Более конкретные рекомендации по законопроекту затрагивали такие аспекты как:

  • Изменение принципов государственного регулирования в области телерадиовещания;
  • Необходимости преобразования государственных каналов в общественные;
  • Определение правовых мер по переходу на наземное цифровое вещание;
  • Изменение процедуры по лицензированию вещательной деятельности в сторону прозрачности, открытости и предсказуемости этого процесса и т. д.

Выбор языка вещания — должно быть правом частных вещателей

Советник по юридическим вопросам Верховного комиссара по делам национальных меньшинств ОБСЕ Дмитрий Нурумов в своем анализе законопроекта остановился на вопросе использования языков вещания. Как известно, медиазаконодательство РК и законодательство об языковой политики содержат весьма строгие императивные нормы, согласно которым, вещатель обязан соблюдать «яыковую норму» при подготовке и распространении своих телепрограмм. В настоящее время закон требует от вещателей половину продукции распространять на государственном языке, другую половину на любых других языках. При этом допускается использование субтитров. Однако законопроект «О телерадиовещании» предлагает еще более серьезное ограничение, связанное с тем, что после принятия законопроекта субтитры не станут учитываться в объеме обязательного вещания на государственном языке. Поэтому вещателям, для того, чтобы они выполнили законодательное требование о процентном соотношении вещания на государственном и иных языках, придет использовать только звуковое дублирование телевизионной продукции.

В своем анализе Дмитрий Нурумов высказал ряд замечаний для улучшения законопроекта «О телерадиовещании» с тем, чтобы он лучше соответствовал обязательствам Казахстана как члена ОБСЕ по вопросам защиты национальных меньшинств. Они касались следующих вопросов:

  • Такой важный для многонационального казахстанского общества законопроект «О телерадиовещании» должен быть согласован с национальными диаспорами, живущими в Казахстане;
  • Чрезмерное государственное регулирования языковой политики в области телерадиовещания должно быть пересмотрено или изменено в пользу предоставления частным вещателям альтернативных способов стимулирования их к производству телевизионного контента на государственном языке;
  • Государство должно выработать и применять специальные позитивные меры для развития языков вещания.

Общественное участие и контроль в сфере телерадиовещания

Законопроект «О телерадиовещании» предусматривает проведение нескольких конкурсных процедур с участием вещателей и операторов телерадиовещания. В первую очередь, речь идет о конкурсах по распределению радиочастот для целей телерадиовещания и во вторую — о конкурсах по формированию пакетов обязательных каналов и каналов свободного доступа.

Все конкурсные процедуры требуют помимо прозрачности, ясности критерий, по которым будут отбираться победители, и открытости еще и наличия определенной формы общественного участия и контроля за соблюдением указанных выше требований. Законопроект предполагает, что необходимое общественное участие и контроль сможет обеспечить Комиссия по вопросам развития телерадиовещания, которая наделяется для этого специальными полномочиями. Однако участники обсуждения придерживаются другой точки зрения, считая, что Комиссия по вопросам развития телерадиовещания в контексте законопроекта используются только в качестве «декорации» общественного участия и контроля. Аргументы в защиту этой точки зрения высказала Маржан Ельшибаева, исполнительный директор «Интерньюс-Казахстан». По ее мнению, существуют несколько ключевых проблем, без решения которых Комиссия по вопросам развития телерадиовещания так и останется формальной структурой, которая не сможет обеспечивать реальное общественное участие и общественный контроль:

  • Состав комиссии не предусматривает наличия достаточного количества мест для представителей медиарынка, общественных организаций;
  • Решения комиссии носят рекомендательный характер, а не обязательный;
  • Комиссия чрезвычайно зависима в своих решениях и действиях при проведении конкурсных процедур от Правительства РК в связи с ее ограниченным правовым статусом консультативно-совещательного органа.

Поэтому рекомендации, высказанные в рамках обсуждения за круглым столом, касались:

  • Увеличение числа представителей гражданского сектора и медиабизнеса в составе Комиссии по вопросам развития телерадиовещания хотя бы до 1/3 от общего числа участников;
  • Изменение функциональных полномочий комиссии с тем, чтобы она принимала окончательные решения, обязательные для исполнения, а не решения рекомендательного характера;
  • Расширение полномочий комиссий (например, разработка документации для проведения конкурсных процедур, определение критериев отбора победителей) с тем, чтобы она смогла непосредственно влиять на процесс организации и проведения конкурсов, а не ограничивалась только рассмотрением заявок участников.

Главные составляющие перехода на цифровое эфирное вещание: предсказуемость, определенность, открытость для всех участников рынка

Как известно, появление законопроекта «О телерадиовещании» обусловлено двумя причинами (по мнению разработчика, Министерства связи и информации РК): необходимостью установить единые правила работы в общем правовом пространстве для всех участников рынка и переходом на цифровое эфирное вещание в 2015 году. Поэтому отраслевой законопроект содержит ряд переходных положений, которые регулируют правовой статус участников рынка во время параллельного функционирования аналогового и цифрового вещания и сразу после полного перехода на цифровое вещание (то есть, до и после 17 июля 2015 года). Участники рынка во время обсуждения высказывали обоснованные опасения в связи с отсутствием достаточных и ясных гарантий, позволяющих им на определенных условиях продолжать свой бизнес. Сомнения и опасения участников рынка обобщила Шолпан Жаксыбаева, исполнительный директор НАТ Казахстана. Вопросы, которые обсуждались, касались следующих аспектов:

  • Будет ли предоставлена возможность вещателям, которые сейчас имеют разрешение на использование РЧС для вещания в аналоговом формате, организовать свой частный мультиплекс и продолжать свою деятельность в качестве оператора телерадиовещания?
  • Каким образом, на какой срок, и на каких условиях гарантируется для вещателей «место» в мультиплексе для их каналов?
  • Будет ли предоставлена компенсация тем вещателям, которые приобретали право пользования РЧС за довольно значительные суммы, исчисляемые десятками тысяч долларов?
  • Как будут распределены освободившиеся частоты? Сколько частот получит для целей телерадиовещания Национальный оператор телерадиовещания без проведения конкурса?

Рекомендации, высказанные в этой части дискуссии, заключались в том, чтобы положения по переходу на цифровое вещание в законопроекте были предусмотрены в пользу защиты интересов всех участников рынка, а не только его отдельных субъектов. Законопроект должен предусматривать меры государственной поддержки наиболее нуждающимся в этом участникам рынка (в первую очередь, небольшим региональным телеканалам и радиостанциям), предоставлять гарантии их существования в цифровую эпоху, а также гарантировать поддержку населения по вопросам приобретения телевизионных приставок, обеспечивающих просмотр цифрового эфирного телевидения.

Участники Круглого стола по итогам обсуждения разработают свои постатейные рекомендации, которые направят в Мажилис Парламента РК, куда в октябре этого года поступит для рассмотрения законопроект «О телерадиовещании».

Юрист «Интерньюс Казахстан» Ольга Диденко

CIMG3632jpg.jpg