Internews Kazakhstan

Профессионалы межкультурной коммуникации

Cоздан:   чт, 14/07/2011 - 07:34
Категория:
Тэги:

Недавно немецкая медиакомпания Deutsche Welle прекратила производство и трансляцию русскоязычных радиопрограмм. Несколько месяцев назад то же самое произошло на ВВС.

В русской редакции Deutsche Welle работает около 50 штатных и внештатных сотрудников. Штаб-квартира Deutsche Welle расположена в Бонне (Германия). Редакция располагает разветвленной корреспондентской сетью в крупнейших городах Германии и других стран Евросоюза, а также в России, Беларуси, Украине и в странах Центральной Азии.

Редакция IJNet встретилась с руководителем русской редакции Deutsche Welle Инго Маннтойфелем.

IJNet: Deutsche Welle (DW) – это мультикультурная редакция, вещающая на 30 языках. В чем заключаются особенности вещания на другие страны? Какие проблемы приходится преодолевать?

Инго Маннтойфель: У каждого медиарынка - свои особенности. Это касается и тематических интересов, и медиа-микса и формы подачи информации. Распознать эти особенности - это, пожалуй, самое сложное. Кроме того, на многих рынках приходится преодолевать проблемы, вызванные внешними факторами, например - наличием политической цензуры.

IJNet: Что самое интересное в работе журналиста, рассказывающего новости людям, живущим в других странах?

И.М.: На мой взгляд, самое интересное - это роль посредника. Ведь в отличие от журналистов, работающих у себя на родине, мы не только посредники между источником информации и его получателями, но и посредники между двумя культурами, двумя менталитетами. Мы - Deutsche Welle - стремимся отобразить взгляд Германии на Россию, цитируя при этом все разнообразие мнений из Германии. Мы хотим предоставить россиянам возможность узнать, что называется, из первых рук о том, какие точки зрения есть в Германии на происходящее в России. Таким образом мы надеемся внести свой вклад в развитие диалога между немецким и российским обществом. Потому что я убежден: дружественные отношения между главами государств - это хорошо, но этого мало. Гораздо важнее - взаимопонимание между гражданами России и Германии. Способствовать этому - задача очень интересная, хоть и нелегкая.

IJNet: Какие цели ставит перед собой Deutsche Welle в России?

И.М.: Задача иновещательной медиакомпании, каковой является Deutsche Welle - артикулировать позицию своей страны за ее пределами. Нашей целью было и остается освещение важных событий в Германии и в мире. В центре внимания русской редакции, прежде всего, события в России, российско-германские отношения, а также взгляд немецких политиков, СМИ и экспертного сообщества на важные события на постсоветском пространстве, и особенно в России. При этом мы работаем, руководствуясь профессиональными журналистскими стандартами, т.е. независимо и с учетом различных точек зрения.

IJNet: Радио является более дорогим средством массовой информации с точки зрения достижения 1000 слушателей (CPM), чем другие виды СМИ, но оно доступно тем пользователям, которые не пользуются Интернетом: жители сельской местности, люди с ослабленным зрением и те, кто ездит в машине на работу. В связи с тем, что будет закрыто радио, Ваша аудитория изменится, насколько это повлияет на изменение контента? Какие темы станут приоритетными?

И.М.: Будучи иновещательной корпорацией, мы располагаем технической возможностью вещать только на коротких волнах, причин тому много. В России многие под радио подразумевают FM-вещание. Такой возможности у нас нет. Поэтому нам приходится выбирать не между интернетом и радио, а между интернетом и коротковолновым радио. В последние годы мы стали свидетелями неуклонного сокращения общего объема слушателей короткой волны. А вот число пользователей Интернета и конкретно - посетителей нашего сайта постоянно растет. В такой ситуации выбор очевиден.

Наша целевая аудитория в связи с закрытием радио не изменится, просто мы сможем лучше обслуживать ее интересы. Целевую аудиторию DW на русском языке мы заново определили еще три года назад, когда объединяли русскую радио- и онлайн-редакцию. Это - современные, активные, критически настроенные (в том числе и по отношению к нам) россияне. Они ценят плюрализм мнений, многообразие источников информации. А для этой цели Интернет подходит гораздо больше, чем коротковолновое радио, ведь в Интернете, благодаря системе гиперссылок, легко найти и сравнить интерпретацию одного и того же события различными СМИ. Именно поэтому мы еще в 2009 году сократили радиовещание, чтобы направить больше ресурсов на развитие онлайнового портала. Окончательное закрытие радио и дополнительные инвестиции в онлайн - лишь логическое продолжение стратегии, принятой нами три года назад.

Что же касается тем, то они не изменятся, изменятся лишь каналы подачи информации. Deutsche Welle стремится быть оперативным и достоверным источником информации из Германии и Европы для жителей России, Белоруссии, Украины и Центральной Азии.

IJNet: Пример русской службы Голоса Америки показывает, что после закрытия телевизионного вещания и ухода в Интернет одна из передач стала очень популярной в Интернете, и теперь ее запустили на ТВ, т.е. возобновили телевещание. Насколько возможен такой сценарий развития для DW, чтобы видеоматериалы, которые пройдут такой отбор в онлайне, перешли впоследствии на ТВ?

И.М.: Мы уже более года назад начали регулярно адаптировать и размещать у нас на сайте видеосюжеты немецкоязычного и англоязычного телеканалов Deutsche Welle. Число просмотров и подписчиков видеоподкаста постоянно растет, поэтому, действительно, мы подумываем о том, чтобы начать распространять этот видеоконтент в рамках телевизионного журнала, тем более что благодаря отказу от радио у нас появятся ресурсы, чтобы ежедневно выпускать больше видеосюжетов. Однако этот проект еще находится в зачаточном состоянии, поэтому я пока не хотел бы вдаваться в детали.

Конечно, мы следим за тем, что делают другие СМИ, и анализируем, насколько аналогичные проекты и форматы были бы интересны для нас и для нашей аудитории.

IJNet: В связи с закрытием радиовещания и перераспределением ресурсов в направлении онлайновой версии, привлекаете ли Вы новые кадры, специализирующиеся на мультимедийной журналистике, или переучиваете тех сотрудников, которые уже работают на DW? Какие тренинги проходят журналисты DW и каких тренингов им не хватает?

И.М.: В первую очередь мы делаем ставку на сотрудников, которые уже работают в редакции DW. Повышение квалификации у нас - практически перманентный процесс. Еще в 2009 году, когда мы решили существенно расширить наше онлайновое присутствие, все до одного сотрудники русской редакции прошли необходимые журналистские и технические тренинги. В последний год мы периодически организуем семинары, так или иначе связанные с видеоформатами. В этом направлении мы будем двигаться и ближайшем будущем.

Мы всегда приветствуем заявки от желающих сотрудничать с нами или пройти стажировку в нашей редакции. Непременные условия: очень хорошие знания немецкого языка, профильное образование (для стажировки - не ниже третьего курса обучения в профильном вузе), опыт репортерской работы. Документы следует присылать по адресу: .

IJNet: Какие сегодня перспективы на глобальном рынке труда у радиожурналистов? Следует ли им проходить тренинги для работы в других видах СМИ? Насколько вообще перспективна специальность "Радиожурналистика"?

И.M.: Перспективной остается профессия "журналист", в этом я убежден. А вот времена узкойспециализации, "зацикленности" на одном СМИ прошли. При этом я вовсе не хочу сказать, что журналисты должны превращаться в "многостаночников": просто сегодня многие редакции, как и Deutsche Welle, стали мультимедийными, то есть производят и тексты, и аудио, и видео. Журналисты должны знать и учитывать этот факт в своей работе. Это значит, что они, насколько это позволяют условия работы и имеющаяся техника, должны подходить к сбору информации "мультимедийно". К примеру, газетный репортер, находясь "в полях", должен, помимо интервью, сделать пару фотографий для вебсайта и записать пару синхронов для радио. Однако сценарий "один-единственный журналист работает одновременно (!) для всех (!) платформ, да еще и на разные темы" - это невозможно, ни теоретически, ни практически. Специализация в журналистике - как медийная, так и тематическая - останется, хотя бы из соображений эффективного разделения труда.

Для получения более подробной информации нажмите здесь.

Источник: http://ijnet.org/ru/stories/95237