Internews Kazakhstan

Встать, суд идет! или 10 ступеней к Фемиде

Cоздан:   пн, 13/06/2011 - 14:01
Категория:
Тэги:

К судебной перспективе нужно быть готовым всегда, а тем более если вы занимаетесь самостоятельным продвижением телевизионного проекта. Вы будете призывать продюсеров к помощи, искать необходимые связи и сталкиваться с желанием многих воспользоваться наработанным вами материалом. Итак, как отстоять в суде свое право на украденный телепроект.

Автор: Дмитрий Тиунов
Рубрика: Телевидение

  • Первое, что у вас должно быть на руках — это зарегистрированный сценарий. Самое простое — потратить тысячу рублей и получить картонный лист с Вашей фамилией, названием произведения и датой его регистрации в Российском авторском обществе (как правильно воспользоваться «услугами» РАО, я расскажу чуть позже).
  • Второе. Необходимо попытаться доказать свою правоту перед вещателем и производящей компанией. Официально направьте заказным письмом в их адрес уведомление о том, что в случае не урегулирования спора оставляете за собой право обратиться в суд.
  • Третье. Если ответа не последует, начинайте искать юриста, который сможет вам помочь. Не обращайтесь за помощью в юридические службы каналов. Они ничем вам не обязаны, так как задача перед ними стоит диаметрально противоположная — защищать правоту работодателя. Идите в крупные адвокатские конторы, ищите защиту по знакомым и родственникам. Главный критерий отбора специалиста — опыт и профессиональный интерес. Без этого ничего не получится. И помните — юристы это не врачи. Они не обязаны лечить вас от головной боли. Не возлагайте больших надежд на скорое разрешение проблемы — получив вознаграждение за свою работу, юрист вправе не гарантировать вам требуемый результат.
  • Четвертое. Оформляйте исковое заявление и направляйте его в суд по месту регистрации обидчиков. Исковое заявление имеет смысл подавать как на вещателя, так и на производителя. Их силы, безусловно, возрастут, но следует помнить и о том, что чем больше участников процесса со стороны ответчиков, тем больше времени им понадобится договориться между собой.
  • Пятое. В том случае если Ваш сценарий зарегистрирован в РАО, привлеките эту организацию в качестве третьей стороны процесса. И на первых заседаниях суда немедленно потребуйте предоставления информации о регистрации или не регистрации спорного аудиовизуального произведения, которое, по вашему мнению, является ничем иным, как инсценировкой вашего сценария. Помните о том, что депонирование телевизионных сценариев в РАО отличается от жесткой регистрации, например, в Роспатенте, где реестр доступен каждому и имеет жесткую привязку к датам подачи заявки на выдачу патента. Посетив общественную организацию РАО неделю назад с целью регистрации своего сценария, мой хороший товарищ и уважаемый литератор был удивлен тем, что ему не предложили сразу расписаться в книге учетов депонируемых произведений. Подобная практика, на мой взгляд, не отвечает нормам ведения реестров сценарных произведений. Поэтому найдите параллельные формы регистрации своего сценария с возможностью дальнейшего привлечения регистраторов в качестве свидетелей.
  • Шестое. Начните искать экспертов, которые в случае благоприятного для вас хода событий в процессе смогут оценить степень схожести произведений. Сложность экспертной оценки состоит в том, что, если в суде неожиданно не появится зарегистрированный сценарий ответчиков, то сравнивать придется ваш сценарий и уже готовую программу. Определить, является ли ваш сценарий первичным произведением, специалисту достаточно просто. Но этими специалистами никогда не станут преподаватели и руководители профильных столичных вузов. Им не нужны проблемы с теми же вещателями. Не стоит обращаться и к известным ораторам от телевидения и кинокритикам. Как правило, они ангажированы и, по их же признанию в личных беседах, влезать в публичные дрязги им просто не советовали. Да к тому же их позиция зыбка. Всем памятны события в том же Голливуде, когда взбунтовались сценаристы, и киноиндустрия практически встала. Один из известных российских кинокритиков, чье слово имеет в обществе вес, уверял всех нас в том, что найдут других. Он ошибся. Других сценаристов не нашли. Трения с кинокомпаниями были урегулированы в пользу сценарного сообщества. Проецировать свои представления об этике отношений на чужую почву — дело неблагодарное. Беда наша в том, что подавляющее число публичных людей не будет, что называется, мараться и заступаться за «сирого и убогого» автора-одиночку. Корпоративность интересов для них превыше всего! И с этим приходится считаться. Суду очень важно иметь в качестве экспертов сертифицированные государственные организации. Поэтому, найти экспертов можно в региональных вузах. Например, в Омском Государственном Университете преподают основы телевизионного сценарного мастерства. Их методические пособия на сегодняшний день наиболее верны в определении критериев телевизионного сценария. При случае обращайтесь в ОмГУ сразу. Уверен, что не откажут. Тогда объективное заключение вам обеспечено.
  • Седьмое. Попытайтесь привлечь к своей проблеме печатные СМИ. Журналистское сообщество давно перестало быть сплоченным монолитом, но при определенной фактуре событий вокруг вас издатели могут проявить интерес к шумной истории. И на определенном этапе это вам поможет.
  • Восьмое. Ответчики непременно будут затягивать процесс. Одновременно с этим вам предложат подписать некие документы, как бы невзначай переданные через ответственных лиц организаций, возложивших на себя функции по защите авторских прав. Эти специалисты будут рекомендовать согласиться с предложенными формулировками в документе. Вам будет обещано все! Но лишь с одной, казалось бы, безобидной, оговоркой — вы признаете себя автором ИДЕИ. Я надеюсь, что Вы не попадетесь на подобную пустышку. Признав подобную глупость, можно автоматически прекратить судебное разбирательство. Запомните: идея не является предметом авторского права. Одним словом, аккуратно вступайте в переговоры с ответчиками, если они будут проявлять заинтересованность в этом.
  • Девятое. Подготовьте список свидетелей, которые смогут рассказать о том, как вы работали над проектом и в дальнейшем передавали его организациям, представители которых сейчас находятся среди ответчиков. Если у вас нет документов о передаче сценария, то свидетели необходимы вдвойне.
  • Десятое. Наберитесь терпения и подойдите к судебным слушаниям как к состязанию, но все же помните о том, что против вас играют серьезные игроки. Будьте изобретательны. Шанс отстоять себя и свой проект в суде у Вас есть! Советами тут не обойтись, но сориентироваться в непростой ситуации, прочитав выше представленные рекомендации вполне возможно.

Опубликовано в журнале «МедиаПрофи» № 11 2009 г.

Источник: МедиаПрофи