Internews Kazakhstan

ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН. Уроки мастеров музыкального вещания

Cоздан:   вт, 10/05/2011 - 12:25
Категория:
Тэги:

В 90-е, когда опыта вещания музыкальных радиостанций в России еще не было, у творческого персонала радио, в первую очередь у тех, кто занимался эфиром, была удивительная возможность учиться у лучших мастеров музыкального вещания из Европы и США. Более того, поскольку конкуренция не была так жестка, мы имели возможность набивать шишки и на своих ошибках.

Автор: Андрей БУБУКИН

АВОСЬ ОБОЙДЕТСЯ

К сожалению, у меня возникает стойкое ощущение, что с уходом из «оперативного» радиовещания «старой гвардии» популярность современного музыкального радиовещания в первую очередь среди молодежи стало падать. Благо, есть богатый выбор других возможностей: i-pod, Интернет и так далее.

Некоторые эксперты утверждают, что это естественный процесс, но мой многолетний опыт работы в области радиовещания говорит об обратном. Мне кажется, что вопрос не в новых веяниях, хотя они, естественно, существуют, а скорее в неспособности современной российской радиоиндустрии привлечь молодежь, создав интересующий ее продукт. В первую очередь речь идет о создании новых подходов, новых концепций, новой идеологии радиовещания. А для этого нужны новые свежие молодые кадры, способные взглянуть на ситуацию в другом ракурсе. И здесь мало быть креативным, надо обладать целым набором специальных знаний.

Я не хочу быть столь категоричным и утверждать, что подготовка персонала для работы на радио игнорируется руководителями холдингов. Это не так. Многие руководители (к сожалению, в основном региональные) уделяют этому достаточно внимания и денег. Однако давайте разберемся в существующей на сегодняшний день ситуации более подробно.

Для начала проведем некую черту между москвичами и регионалами.

Так, перед региональными вещателями стоит достаточно сложная дилемма. С одной стороны они понимают, что выжить в конкуренции на местном рекламном рынке можно, например, взяв по франшизе московский сетевой продукт и продавая своё рекламное пространство. Но сетевики начинают предъявлять своим региональным партнерам все более и более жесткие требования, связанные, например, с сокращением возможностей роста объёмов местных продаж в первую очередь за счет спонсорства информационных включений вне стандартных рекламных окон. Обычно это аргументируется необходимостью сохранять целостность и оригинальность (уникальность) исходного продукта. Следует отметить, что в подобном подходе есть рациональное зерно, вот только региональным вещателям сетевых продуктов от этого не легче. Еще одна тенденция — недвусмысленные предложения войти в состав учредителей.
Есть и другой путь — сделать свой высококачественный конкурентоспособный продукт. В первом и во втором случае обучение персонала встает как вопрос первостепенной важности. Однако и в первом, и во втором случае региональных радиобоссов начинает охватывать определенный внутренний страх. Они боятся, что, хорошо обученному, высокопрофессиональному персоналу надо больше платить, а этого не выдержит бюджет. Кроме этого высокопрофессиональный работник не держится за место, а «норовит ускользнуть», чаще всего в Москву, где есть больше возможностей заработать и проявить себя. Возникает законный вопрос: «Зачем обучать? Сами чему-нибудь научатся. Как-нибудь проживем и, даст Бог, не помрем». И при всем при этом надо отдать им должное, потому что регионалы значительно чаще работают с консультантами и бизнес-тренерами (кстати, не только москвичами).

МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ

В столице ситуация сложнее и надо говорить скорее о психологии, чем об элементарном прагматизме. Не затрагивая государственное радиовещание,. Поговорим о частном музыкальном коммерческом радио. Здесь складывается две категории вещателей: «старички» (те, кто начал вещать до 2004 года) и «новички». Я не могу сказать, что обучение персонала на «старых» радиостанциях не ведется. Оно есть, но очень вялое и нерегулярное. Кроме обычной ставшей уже привычной «экономии на спичках», когда учебному процессу отводится практически последнее место по остаточному принципу даже после корпоративных праздников и мероприятий, прослеживается еще один мотив определенного высокомерия и зазнайства. Хотя публично это не озвучивается, но в кулуарах можно услышать: «Зачем нам учиться, если мы и так на верхних ступенях рейтинговых таблиц и все знаем? У нас много своих классных специалистов. Кому нас учить, если мы и так лучшие»?

Действительно, в ведущих московских холдингах много отличных специалистов и крепких профессионалов. Вот только в своем большинстве они не умеют организовать элементарный обучающий процесс (это не их дело и не их профессия), а, зачастую, и не хотят, чтобы «не плодить себе конкурентов». Другое дело — пригласить дорогих зарубежных специалистов (часто действительно высококвалифицированных с мировыми именами), которые в большинстве случаев рассказывают об элементарных, известных всем истинах перед многочисленными аудиториями вместо проведения жестких навыковых тренингов в малых целевых группах. Я сам несколько раз был на подобных семинарах. Результаты минимальные, зато освоен отпущенный под обучение бюджет.

ТАЛАНТЫ И НАЕМНИКИ

Все люди, согласно известной присказке, разбираются в двух вещах: футболе и политике. Так, в футбольных матчах все наперебой дают советы тренерам и игрокам как играть, кого ставить и так далее. А вот о шахматах все молчат, потому что мало кто в них понимает. Так вот радио многим «новичкам» представляется именно футболом, а не не шахматами, к сожалению. Им кажется, что, заработав деньги «на других полях», они смогут также классно играть и на радиополе. А ведь радио — это отдельный и очень сложный мир создания определенного волшебного пространства, иллюзиями которого буквально живут люди, и выстраивания отношений с многомиллионной аудиторией, кропотливый процесс, требующий огромных инвестиций, в первую очередь в создание самого продукта и в маркетинг. И здесь «новички» во многом схожи со «старейшинами»: «Зачем платить, когда мы и так всё знаем». Но дело еще и в том, что хороший специалист дорого стоит, поэтому молодые станции приглашают в качестве руководителей специалистов из второго и даже третьего эшелона московских и региональных радиовещательных структур, которые готовы работать за относительно небольшую зарплату, но при этом значительно повышают свой статус, скажем, от начальника отдела до генерального директора. Среди этих ребят тоже есть крепкие профессионалы и знатоки своего дела, но и их трагедия в том, что они ради сохранения своего рабочего места (зарплаты и статуса) зачастую не спорят со своими боссами и идут у них на поводу, бывает, соглашаясь с абсолютно нерыночными, неинтересными и нежизнеспособными идеями и направлениями развития радиостанции.

Здесь есть и второй момент. Речь идет о приглашении своих проверенных «финансистов», которые могут работать с бюджетами. Но любой бизнес (и радио не исключение), как живое существо, зачинается, рождается, растет, взрослеет, достигает среднего возраста, стареет и умирает (конечно, если не предпринять целого ряда специальных мер, связанных в первую очередь с внедрением инноваций). В стратегическом менеджменте существует понятие общественных корпоративных культур, которые свойственны определенным этапам жизни предприятия. Так вот, на первой стадии для успешного ведения бизнеса должна преобладать, так называем органическая культура, основной функцией которой является производство результата (создание продукта), а не бюрократическая (финансовая), свойственная скорее второму этапу развития. На этом этапе руководить созданием продукта должны сумасшедшие креативщики, а не умудренные опытом администраторы, которые готовы экономить даже на самом малом, не говоря уже об обучении персонала. Появляются базовые глубинные противоречия между «производительными силами и производственными отношениями», как говорил Адам Смит еще в 19 веке. Результат — низкокачественный, неконкурентоспособный, «притянутый за уши» продукт и в ближайшем будущем возвращение к первому этапу и переформатирование радиостанции с потерей значительных сумм или продажа бизнеса. И примеров здесь «несть числа».

Существует еще одно объяснение того, почему предпочитают работать со своими проверенными старыми кадрами, пусть даже не блещущими особыми способностями в творческой области. С ярким, знающим, активным, инициативным, но чужим наемным директором очень трудно работать. Как хороший специалист он ничего не боится (ему нечего терять), не соглашается, спорит, настаивает на своем, а владельцы бизнеса это очень не любят. Они готовы мириться с потерей определенной прибыли и иметь предсказуемого, преданного, послушного управляющего, согласного с их мыслями и идеями, чем заработать больше, приобретая при этом головную боль, оказываясь в состоянии постоянного риска, нестабильности и внутреннего психологического хаоса. Опять тот же вопрос: «Зачем кого-то обучать и, тем более, приглашать для этого специалистов со стороны? Вдруг „не тому“ научат»?.. Все это очень печально, и все же мне хочется верить, что ситуация изменится и радио станет опять высокопрофессиональным передовым электронным СМИ, по праву владеющим сердцами своей постоянно растущей аудитории.

Источник: МедиаПрофи