Internews Kazakhstan

Федот, да не тот... Известная республиканская газета обвиняется в использовании… псевдонима

Cоздан:   чт, 10/01/2008 - 13:14
Категория:
Тэги:

Очень часто журналисты становятся ответчиками в суде. Но пока еще ни один из отечественных собратьев по СМИ не был обвинен в использовании псевдонима. Юрист Сергей Скрябин подал исковое заявление о защите деловой репутации и компенсации морального вреда на газету «Казахстанская правда». По мнению истца, издание незаконно использовало его имя… в качестве псевдонима. В свою очередь казправдинцы говорят о том, что произошло нелепое совпадение псевдонима с именем реального лица. В любом случае это дело станет прецедентом в отечественной судебной практике. Вчера в Сарыаркинском районном суде Астаны должно было состояться первое слушание. Однако заседание перенесли на 17 января, потому что истец так и не явился в зал суда.

В своем исковом заявлении юрист Сергей Скрябин утверждает, что в июле-августе прошлого года в «Казахстанской правде» было опубликовано под его именем несколько статей на правовую и политическую тематику. Однако он не имеет к ним никакого отношения. В редакции газеты говорят о нелепом совпадении вымышленной фамилии с именем реального лица.

– Псевдоним появился случайно, – рассказывает редактор отдела политики газеты «Казахстанская правда» Ольга Казанцева. – Во время предвыборной кампании на отдел политики ложилась большая нагрузка. В номер сдавали по пять-шесть материалов, естественно, некоторые материалы, выходили под псевдонимами. Публикации аналитического и обзорного характера я подписывала псевдонимом Сергей Скрябин. Мне и в голову не могло прийти, что мне позвонит человек с таким именем. Я сказала Сергею Васильевичу, что мне очень жаль, что так получилось. Я дала гарантию, что этот псевдоним использоваться не будет.

Как оказалось, Сергей Скрябин в случайные совпадения не верит. И поэтому он обратился в суд с исковым заявлением.

– Использование моего имени без моего согласия полагаю незаконным, нарушающим мои права и охраняемые законом интересы, – подчеркнул он в нем.

По словам юриста газеты «Казахстанская правда» Айман Иманкуловой, согласно закону РК «О СМИ» журналист имеет право распространять подготовленный им материал за своей подписью или под условным именем, то есть псевдонимом. Закон РК «Об авторском праве и смежных правах» также дает автору право публиковать материалы под псевдонимом.

– В данном случае случайное совпадение имени и фамилии при отсутствии в подписи иных конкретизирующих аспектов, то есть отечества, даты рождения, должности, научной степени и так далее, не является достаточным основанием для того, чтобы используемый псевдоним персонифицировался исключительно с личностью г-на Скрябина, – считает юрист газеты.

Журналисты уверены, что от решения суда будет зависеть многое. В частности, последуют ли примеру г-на Скрябина тезки газетных псевдонимов, которые также могут узреть в работе журналистов попытки опорочить их честь и достоинство.

Тамара Калеева, президент Общественного объединения «Фонд защиты свободы «Адил соз»: Что в имени тебе моем?

В истории отечественных средств массовой информации на журналистов подавали в суд на разных основаниях – за публикацию недостоверной информации, за нанесение морального вреда, за оскорбление чести и достоинства.

Однако прецеденты, когда средство массовой информации становится ответчиком в суде за использование псевдонима под публикацией, можно отнести к разряду пикантных и нелепых.

Полных совпадений имен, фамилий и отчеств не только в Казахстане, но и во всем мире очень много. Когда реальный человек находит под материалом журналиста, подписавшегося творческим псевдонимом, свои имя и фамилию, причем без указания аналогичной должности, неразумно подавать на него за это в суд.

Тем более что законы об авторском и смежных правах, интеллектуальной собственности и СМИ дают мастерам пера возможность выбора – подписаться своим реальным именем или применить творческий псевдоним, который также сохраняет за журналистом право собственности на свое произведение. Калеевых в Казахстане немало, но я бы не стала предъявлять претензии за то, что какая-то другая Калеева опубликует под своей фамилией статью, если, конечно, автор не запланирует идентифицировать себя со мной по другим данным, кроме имени и фамилии. Например, по должности. В конце концов, эксклюзивных и очень редких фамилий очень мало, и даже на их использование вряд ли у кого-то есть право собственности. В данном случае газета «Казахстанская правда», против которой подан иск за использование в качестве псевдонима имени реального человека, не нарушила ни законов, ни принципов морали и нравственности.

Вспоминаю недавнее разбирательство по аналогичной ситуации между газетой «Свобода слова» и гражданином Сериком Пиковичем Нугмановым, которое пока еще находится в стадии досудебного разбирательства. В октябре 2007 года Серик Нугманов обратился в редакцию с требованием опубликовать опровержение статьи «Война компроматов, или Фигуранты «черных» списков», опубликованной 4 октября. Автором публикации был его однофамилец.

Однако редакция газеты отказалась от публикации опровержения, сославшись на статью закона о СМИ, позволяющую журналисту по своему усмотрению воспользоваться творческим псевдонимом. В одном только телефонном справочнике Алматы 114 адресатов с фамилией Нугманов. То есть Серик Пикович обладает отнюдь не редкой фамилией.

Были наверняка и другие подобные случаи, но они могли закончиться отзывом иска еще на стадии судебного разбирательства, поэтому припомнить их я не могу.

Полагаю, что у граждан Казахстана скудные представления о личных неимущественных правах и слабые юридические знания, а болезненного самолюбия – хоть отбавляй. Но во всем, думается, нужно знать меру.

Любовь Подоляк, Астана

Источник: MEDIA-Провинция