Internews Kazakhstan

Как сделать телесюжет интересным

Cоздан:   пн, 04/04/2011 - 10:15
Категория:
Тэги:

Семь советов от украинских коллег с osvita.telekritika.ua

1. Посмотрите сюжеты по вашей теме на сайтах телеканалов и спецресурсах с архивами программ. Вы увидите кучу клише как по форме, так и по содержанию, уже само избегание которых привлечет внимание к вашей работы.

2. Продумайте интересный стенд-ап. Каждый, кто едет на птицеферму, делает стенд-ап с цыпленком на ладони. Каждый, кто снимает в Верховной Раде, говорит с одного и того же места. Попробуйте что-то новое. Двигайтесь в кадре. Спросите совета у оператора. Посмотрите фильмы Парфенова.

3. Уговорите оператора поэкспериментировать со съемками. Пусть на локации хуже свет, но она оригинальная. Пусть у него нет стендикама, но планы со штатива приелись, а динамика - нет. Смотрите на окружающий мир глазами оператора и режиссера монтажа передачи.

4. Забудьте на неделю об индуктивном методе. Построение материала в формате «Шестилетний инвалид Саша - несчастный из-за недостатка средств на процедуры, он лишь один из десятков тысяч таких в нашей стране, поскольку денег в бюджете нет» повторилось уже сто миллионов раз на украинском телевидении. Попробуйте без обобщений отснять Сашку так, чтобы заплакали черствые чиновники и перестали воровать хоть на день на этом эмоциональном порыве. Если редактор не понимает тонкостей вашего замысла, в конце сюжета можно просто дать на 5-7 секунд без звука таблицу с сухими цифрами: сколько детей страдают от той же проблемы, сколько денег на них выделяется. Отсутствие звука на телевидении привлекает внимание больше чем любой звук.

5. Мыслите глубже на уровне государственного управления. Легко снять синхрон запуганного чиновника среднего звена, который на ваш вопрос о проблемах вдруг ответит рапортом об успехах или бурной деятельности, потому что в противном случае его будет ругать начальство. Но этот чиновник не является виновником, не принимает глобальных решений и не может обеспечить, например, исполнение закона, на которое в нынешнем госбюджете не предусмотрено средств. А отследить, кто подавал эту часть бюджета, добиться комментария, почему сократили расходы именно здесь и на что пустили деньги вместо этого - сложнее, но значительно ценнее.

6. Поймите каждого. Много действующих лиц просто боятся тележурналистов, ибо они подскакивают на 15 минут, быстро пишут комментарий и берут с него совсем не те 30 секунд, в которых, по мнению спикера, было главное. Не все политики - гады, не все чиновники - воры, не все модели глупые и не все ученые умные. Подходите к каждому человеку, вычистив из своей головы рожденные самими же медиа стереотипы. Внимательное нейтрально-благожелательное отношение заставит человека лучше отнестись к вам и сказать больше правды, даже если он гад и вор. Это психология.

7. Не ограничивайтесь методами традиционной тележурналистики. На получение видеосинхрона иногда тратится несколько часов, хотя можно было просто спросить по телефону и потом пересказать в начитке. У знакомого фотографа можно взять высококачественную фотографию с места события и отснять камерой или смонтировать псевдонаезд. Дизайнеру можно набросать для вдохновения кучу примеров зарубежной инфографики - он может не сразу согласиться на работу в новом формате, но по крайней мере задумается о том, что эти скучные цифры кто –то сумел представить так красиво. Дизайнеры обычно следят за творчеством коллег больше, чем это делают журналисты.

Источник: Media-Day.ru