Internews Kazakhstan

Что такое правильное резюме и как стать сценаристом? По материалам круглого стола "Работа в кино- и телепроизводстве в 2012 г."

Cоздан:   вт, 03/04/2012 - 14:08
Категория:
Тэги:

14 марта 2012 года, на выставке CPS/ CinemaProductionService — 2012 состоялся круглый стол «Работа в кино- и телепроизводстве в 2012 году», организованный порталом MediaJOBS.RU и экспертным рекрутинговым медиаагентством «Штаты.RU» с участием руководителей ведущих компаний-производителей кино- и телеконтента. MediaJOBS.RU публикует полную стенограмму события, для удобства пользователей разбив ее на несколько частей.

Вопрос из зала: У нас в стране 2—3 вуза, которые готовят специалистов первого звена, сценаристов, режиссеров и т. д. Я лично не имею такого образования, но у меня есть какие-то технические навыки — допустим, я осветитель и киномеханик. Есть ли программа стажировки, где я приду и не буду получать денег, но буду получать опыт?

Михаил Фатахов: Я представляю Нью-Йоркскую академию киноискусства. У нас есть продюсерский курс — «Практика продюсирования». Набирается курс, человек 50, сначала они проходят теорию, потом начинают проходить практику. Они разбиваются на коллективы по 3-4-5 человек и снимают свой короткометражный фильм, проходят все стадии кинопроизводства — начиная от сценария и заканчивая финализацией. Туда приходят операторы, половина из которых недоучившиеся, сценаристы приходят из моей сценарной мастерской, или мы специально делаем питчинги на высших режиссерских курсах, и со ВГИКом общаемся. Они распределяют роли — кто-то линейный продюсер, кто-то креативный, у кого-то больше денег, он самый главный продюсер. У нас группы собирались до 70 человек. Приходил режиссер с улицы и говорил: «У меня есть сценарий». Из предыдущего набора было несколько групп, сейчас две снимают полный метр. Когда курс идет, вы можете заявиться туда и сказать, что вы — оператор, хотите снимать то кино, которое они собираются делать. Продюсеры учатся за деньги, но половина съемочной группы работает бесплатно, поскольку они просто хотят научиться делать кино. Ассистент режиссера — бесплатно, администратор, бухгалтер, все, кто носятся на площадке, бутерброды делают — бесплатно. Человек приходит — лишь бы поработать в кино.

Татьяна Беличенко: Мы приглашаем всех на стажировку, на все специальности, и вы, в том числе, тоже можете подать свою заявку. У нас много продюсеров, у которых свои команды, наш специалист по творческим кадрам отправляет заявки им, и вы либо проходите стажировку бесплатно — месяц, три недели, либо, если у вас уже есть хотя бы какая-то минимальная квалификация, после общения с продюсером можете две недели проработать как стажер, а потом вам предложат контракт, если вы будете соответствовать всем требованиям. Требования для всех одинаковые: человек хочет и умеет работать — его обязательно возьмут на работу.

Екатерина Осипова: В крупные телевизионные программы часто требуются стажеры, в продакшны часто требуются стажеры, мы любим стажеров, потому что они работают бесплатно. И можно проявить себя, и, кстати, очень многие проявили себя и пошли дальше. Считаю, что можно просто разослать на почту свои заявки.

Вопрос: Как происходит набор в штат или на проект творческого персонала?

Татьяна Беличенко: Это к вопросу о кризисе —  да, он повлиял, мы в штат, например, никого сейчас не берем, все те люди, которые к нам приходят, набираются на проект. Потом, когда продюсер получает проект за проектом, он формирует свою команду, и люди с ним идут, и делают с ним следующие проекты. В штат мы готовы взять высоко квалифицированных редакторов. Как узнать, какие проекты запускаются и какие люди нужны — эта информация у нас обычно вывешивается на сайте, вы можете присылать свои заявки.

Как оцениваются резюме? Что нужно сделать, чтобы твое резюме рассмотрели?

Нина Ромодановская: вопрос очень больной. Я как работодатель очень часто с этим сталкиваюсь. Как показывает практика, далеко не все очевидно людям в составлении резюме. И когда я получаю резюме, например, на журналиста-обозревателя, а человек пишет в списке работ, что он бэби-ситтер — я всегда задаюсь вопросом — а зачем мне это? И что человек ищет — работу бэби-ситтера или журналиста-обозревателя? Резюме крайне плохо оформлены, без понимания того, какая работа ищется, для чего она. Присылаете на одну вакансию, указывается в названии совершенно другая. Ну если ты шлешь мне это резюме, почему ты не потрудился исправить на ту вакансию, которая у меня объявлена? Работайте над резюме, смотрите — даже в интернете есть много рекомендаций по оформлению резюме. Когда вы пишете в разделе «Особые качества» — коммуникативность, умение работать в команде, лидерские качества, я всегда тоже задаюсь этим вопросом — либо ты умеешь работать в команде, либо у тебя лидерские качества, это, извините, тоже разные вещи. И когда вы об это не задумываетесь, значит, вы откуда-то это списываете. Резюме — это тот момент, с которого надо начинать, отправная точка.

Михаил Фатахов: Мы занимаемся кино. Кино — это такая вещь, которая делается один раз. Фильм один, собирается схемочная группа на один раз. И режиссер, и продюсер должны быть уверены, что все люди, которые работают, а их может быть в съемочной группе 200 человек, мы заинтересованы в вашей хорошей работе. Как можно понять по резюме, хорошо человек работает или нет? Есть система делегирования полномочий. Ни один продюсер, ни один режиссер не занимается всем. Он делегирует следующему, кто там дальше находится, часть полномочий. Поэтому система знакомств как раз работает. Выбираешь оператора — значит, с ним выбираешь осветителей, выбираешь художника — с ним выбираешь всю бригаду, а там шесть разновидностей. Выбираешь одного — он приводит с собой десяток. Это просто принцип, он нарабатывается, когда вы учитесь.

Дмитрий Яковлев: Если вы посмотрите титры после фильмов наших известных режиссеров — Михалков, Бондарчук — у них съемочная команда — это одни и те же люди. Устоявшаяся команда, с которой творцам — режиссеру, оператору, этим двум людям, им комфортно и понятно работать. Наработана команда годами. Поэтому, чтобы попасть туда, не надо стремиться на какие-то высокие должности или на высокие зарплаты — этого не получится. Нужно идти человеком-хлопушкой, помрежем и набираться опытом. Как хэдхантер вам скажу, даже не из области кино — любые отделы, финансовые, юридические — формируются в командах с головы. Мы очень долго ищем, например, начальника финансового отдела, ведем долгие переговоры, несколько кандидатов, несколько финалистов. Выходит человек на работу — он приводит с собой команду — людей, с которыми ему комфортно работать, которые понимают его с полуслова, в чьих силах и возможностях он уверен. Поэтому, наверное, только с низов.

По каким критериям вы отбираете кандидатов — это должен быть опытный человек или молодой, креативный и не очень опытный?

Александра Ремизова: Это смотря на какую вакансию. Если, например, на креативную — креативного продюсера, директора, то лучше какого-то молодого, со свежим взглядом. Мы берем из рекламных агентств людей, которые были младшими креативными директорами, которые начинали с самых низов. Если это режиссер-постановщик, оператор-постановщик —  то, конечно, опытных.

Но я бы еще добавила по поводу резюме. Это действительно больная тема. Присылают, читаешь — например, режиссер, режиссерское образование, а дальше 10-летний опыт работы реквизитором, ассистентом, ничего не знаешь, ни проектов, ни работ. При этом человек пишет, что хочет работать режиссером. Еще обычно пишут зарплату — 150—250 тысяч. Очень часто ожидания завышены.

Нина Ромодановская: Если ваше резюме не рассматривается очень долго, то вам надо задаться вопросом — что же не так с вашим резюме. Это однозначно.

Ирина Кемарская: У меня есть блог, называется «Пишем телесценарий», я веду его уже год, чтобы изучить историю вопроса. В частности, я провела опрос среди сценаристов — я хотела послушать, что скажут люди с вашей стороны, люди пишущие. В опросе принимало участие больше 60 человек, это вполне прилично для нашей выборки, разные сценаристы. И главная проблема, которая там обозначилась, больше 50 процентов на эту проблему сделали акцент, это полное отсутствие обратной связи с компанией, отсутствие информации о позиции сценариста. Сценаристы все фрилансеры, у нас нет штатных сценаристов, за исключением главных шоураннеров, и то у них обычно совершенно отдельные контракты, это отдельная категория людей.

Сценаристы ценятся, как дешевые котята — потому что они приходят, не попадают в формат, у них не получается работать, они уходят. Статистики телевизионных сценаристов не ведется вообще. И вот это отсутствие контактов с компаниями приводит к тому, что мы не можем никак специализировать это обучение.

Довольно закрытая информация о том, сколько компании платят сценаристам, потому что это до сих пор были черно-серые схемы. Сейчас сценаристы выводятся в положение ИП — индивидуальных предпринимателей, с ними заключаются договора, в кино это уже давно, сейчас это делается и на телевидении, наконец, во многих больших компаниях.

Следующее по наибольшему количеству голосов в опросе — 11 процентов — молчание студий. Люди посылают резюме, люди посылают сценарии, заявки — ничего не получают в ответ. Отвечу вам как человек с той стороны — нет отдельного специалиста, который сидит и читает заявки. Нет специалиста, который читает резюме. Это все подсовывается шеф-редакторам, главным редакторам, между делом — все происходит под безумным временным прессингом. Но тем не менее, каким-то образом эту проблему надо будет решать. У нас есть агентства, которые занимаются «крупняками» — сценаристами кино. Телевизионными сценаристами агентства вообще не занимаются. Или созданием каких-то дополнительных обучающих курсов, которые сами по себе будут выполнять функцию агентства и такого гаранта, рекомендателя для компания, чтобы компании могли убедиться в вашей творческой кредитоспособности.

Геннадий Иванов: Мы проводили курс подготовки сценаристов — совместно школа-студия Митты и компания «Телеформат». Они предложили нам провести такой курс, потому что как раз собирали сценаристов по интернету, пытались обучить, и выхлоп был очень маленький: люди не понимают формат, драматургию. Наши 40 человек, которые попали в «Телеформат», за несколько месяцев написали 20 сценариев. Обычно из 40 человек «выхлоп» 4—5 сценариев. На сегодняшний день каждый человек написал уже по несколько сценариев, по ним сняли фильмы, им заплатили, они окупили обучение на курсах.

Татьяна Беличенко: Я хочу подтвердить, что очень мало заявок имеет обратную связь. Прессинг большой, времени нет читать, есть масса текущих каких-то задач. И мы, чтобы хоть как-то решить эту проблему, создали экспериментальную лабораторию. И у нас уже 22 марта пройдет творческая лаборатория идей. У людей, которые хотят рассказать о своих идеях, но понимают, что они уже их отправляли и не было отклика, у них есть шанс попасть и стать участником этой лаборатории идей. На предыдущую лабораторию идей пришло около полутора тысяч заявок. Мы отобрали 100 человек. За день все эти люди получили возможность презентовать свою идею. Несколько человек были приняты на постоянную работу и триста авторов сейчас привлечены к работе над проектами, им высланы тесты. Это не значит, что все триста завтра начинают работать и получать за это деньги, но все эти люди получили шанс попробовать свои силы и заявить о своем таланте.

Александра Ремизова: Сценарии нам тоже можно присылать в кинокомпанию СТВ, у нас сидит редакторский отдел, который читает все, что присылают. Все читают, все обсуждают, ничего не пропадает.

Ирина Кемарская: Вы должны учитывать — не мы в этом виноваты и не мы за это отвечаем. Риск спущен на низовые уровни. Рискует продюсер, запуская новый проект, но в первую очередь рискуете вы, если вы сценарист. Времена, когда студии заключали договор с выплатой аванса — забудьте об этом. Вы идете на риск, и это надо понимать, и никто вам здесь не помощник.

Продолжение следует...

Источник: MediaJOBS.RU

Источник: МедиаПрофи