Internews Kazakhstan

ЗАЩИТА ОКУПАНТОВ. О тонкостях взаимодействия вещателей и защитников авторских прав

Cоздан:   чт, 02/02/2012 - 11:46
Категория:
Тэги:

Деятельность вещателей напрямую связана с использованием объектов интеллектуальной собственности, так как вещаемый контент — это почти всегда охраняемый объект авторского и/или смежного права. Тимофей Щербаков, юрисконсульт Вещательной корпорации «Проф-Медиа», рассказал «МП» о тонкостях взаимодействия вещателей и защитников авторских прав и возможных способах сотрудничества с ними.

ЗАПЛАТИ И ВЕЩАЙ СПОКОЙНО

Ни для кого не секрет, что объекты авторских прав (музыкальные произведения с текстом или без, аудиовизуальные произведения и др.) и объекты смежных прав (исполнения, фонограммы и др.) охраняются законом, и их использование в большинстве случаев подразумевает предварительное получение пользователем определенных разрешений либо выплату соответствующих вознаграждений. Крупнейшим пользователем результатов интеллектуальной деятельности сегодня являются вещательные компании. Разумеется, вещатели работают и напрямую с авторами используемого контента, однако даже не специалистам понятен объем использования музыкальных произведений в вещательных средствах массовой информации: будь то музыка в фильмах, в рекламе, в клипах, в песнях, звучащих по радио — все эти произведения, а равно и их записи (фонограммы) являются объектом прав интеллектуальной собственности, соблюдение которых является обязанностью вещателей.

Разумеется, задумай вещатель самостоятельно заключать договоры со всеми правообладателями напрямую, затраты на поиск авторов, выплату им вознаграждения, подписание с ними всех необходимых отчетных документов, превысили бы все разумные ресурсы. В этой ситуации на помощь вещателям и приходит установленный государством институт организаций по управлению правами на коллективной основе. Вещатель не должен искать правообладателей музыкальных произведений (с текстом или без), их исполнителей, обладателей прав на фонограммы — достаточно заключить соответствующий договор с аккредитованным государством ОКУПом и творить спокойно, используя музыку, песни, иные произведения, как российского так и зарубежного производства, не опасаясь проблем с правообладателями.

АВТОРСКИЕ КОЛХОЗЫ

Что же такое «организации по коллективному управлению правами»? Я не вижу смысла углубляться в дебри истории работы ОКУП (все это можно почерпнуть в открытых источниках в большом количестве), поэтому заострю внимание на реалиях сегодняшнего дня.
Статья 1242 Гражданского кодекса РФ раскрывает понятие организации по управлению правами на коллективной основе через признаки такой организации: некоммерческая организация, основанная на членстве, созданная обладателями авторских и смежных прав, служащая для осуществления прав правообладателей, когда их осуществление в индивидуальном порядке затруднено и т. д.
Основанием полномочий ОКУП по представлению интересов авторов или иных правообладателей является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, когда такой организацией получена государственная аккредитация (ст. 1244 Гражданского Кодекса (ГК) РФ). Аккредитованная ОКУП вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключил договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у неё такие договоры не заключены — сегодня это ключевой момент в развитии института коллективного управления интеллектуальными правами в России.
То есть, переводя с юридического на русский, организации по коллективному управлению правами — это организации по представлению интересов правообладателей, которые в силу договора с этими правообладателями, либо в силу закона (для аккредитованных организаций) вправе предоставлять право использования объектов интеллектуальной собственности пользователям, собирать вознаграждение для правообладателей, а также защищать интеллектуальные права различными способами, в том числе в судебном порядке.

ДВА НОТНЫХ СТАНА

В настоящий момент две организации по управлению правами на коллективной основе получили государственную аккредитацию:
 — Российское Авторское Общество (РАО) 24 декабря 2008 г. получило аккредитацию на управление правами и сбор вознаграждения для правообладателей в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения с текстом или без текста и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (Свидетельство № РОК-01/08)
 — Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) 6 августа 2009 года получило аккредитацию на осуществление прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир и по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (Свидетельства № РОК-04/09 иРОК-05/09).
Проще говоря, в отношениях с вещателями РАО представляет интересы обладателей авторских прав на песни и инструментальную музыку, а ВОИС — обладателей прав исполнителей и изготовителей фонограмм.
Обладателями авторских прав в отношении песен являются либо непосредственно сами авторы (композитор и автор текста, в случае инструментального произведения — только композитор), либо лица, которым эти права переданы по договорам об отчуждении исключительного права в полном объеме либо договорам исключительной лицензии. Одной из объективных форм представления музыкальных произведений являются фонограммы, позволяющие воспринимать музыкальный материал на слух и создаваемые творческим трудом исполнителей. Исключительным правом на использование фонограмм обладают изготовители фонограмм, а на зафиксированное в этих фонограммах исполнение — исполнители, либо (в отношении и фонограммы, и исполнения) лица, которым эти права переданы по договору. Таким образом, для абсолютно законного использования какой-либо записанной в виде фонограммы песни вещатель должен соблюсти права:
а) авторов (сфера деятельности РАО);б) исполнителей (сфера деятельности ВОИС);в) изготовителей фонограмм (сфера деятельности ВОИС).

ПРАВОВАЯ ИНДУЛЬГЕНЦИЯ

Думаю, что здесь стоит отдельно подчеркнуть, что авторы музыкальных произведений, вошедших в аудиовизуальные произведения (фильмы, телепередачи и т. п.), сохраняют за собой право на получение вознаграждения за сообщение этих произведений в эфир (п. 3. ст. 1263 ГК РФ). То есть, телевещатель, приобретая права на использование фильма или телепередачи, не освобождается от обязанности произвести отчисления в адрес композитора музыкального сопровождения этого фильма или телепередачи при их сообщении в эфир.
В то же время звуковой ряд аудиовизуальных произведений не является фонограммой в соответствии с пп. 2. п. 1. ст. 1304 ГК РФ, что освобождает телевещателей от необходимости заключать договоры с ВОИС о выплате вознаграждения правообладателям фонограмм и зафиксированных в них исполнений, поскольку в телевещании фонограммы не используются (по крайней мере судебной практики, подтверждающей обратное в настоящее время в РФ не имеется). «Очистка» авторских прав в отношении музыкальных произведений (с текстом или без) осуществляется путем заключения договора с правообладателем о предоставлении пользователю права на использование произведения путем сообщения в эфир, путем ретрансляции, путем сообщения по кабелю и другими необходимыми способами. Использование фонограммы и зафиксированного в ней исполнения (в случае если эта фонограмма опубликована в коммерческих целях) осуществляется без получения разрешения правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения, причем сбор такого вознаграждения осуществляет аккредитованная ОКУП.
Во исполнение требований закона предполагается заключение договоров между аккредитованными организациями по коллективному управлению правами с одной стороны и вещателями с другой. Более детальный анализ договоров, предлагаемых к заключению вещателям РАО и ВОИС, мы произведем в следующих публикациях. Сейчас же заострим своё внимание на ключевых моментах этих договоров.
РАО заключает с вещателями лицензионные договоры, согласно которым вещатель приобретает неисключительное право (неисключительность означает возможность РАО и правообладателей выдавать аналогичные разрешения другим лицам) на использование музыкальных произведений с текстом или без текста соответствующими способами за выплату соответствующего вознаграждения.
ВОИС заключает с радиовещателями договор о сборе вознаграждения в пользу обладателей прав на фонограммы, опубликованные в коммерческих целях, и зафиксированные в этих фонограммах исполнения.
Обе организации предпочитают квартальную систему отчетности и платежей. То есть, в конце каждого квартала вещатель направляет в ОКУП отчет об использовании объектов интеллектуальной собственности и расчет суммы вознаграждения правообладателей, подлежащего перечислению в ОКУП для дальнейшей выплаты правообладателям. Вознаграждение рассчитывается индивидуально в отношении каждого пользователя в соответствии со ставками РАО и ВОИС и зависит от количества транслируемых передач.

ПОРА ВЫХОДИТЬ ИЗ ТЕНИ

Анализ рынка вещания по его состоянию на декабрь 2009 года говорит о том, что федеральные вещательные компании уже успешно сотрудничают с организациями по управлению правами на коллективной основе, в то время, как многие региональные предприятия только встают на путь легализации использования контента с точки зрения авторских и смежных прав. Неприятие рынком необходимости платить деньги за использование произведений, основанное на аргументе «ведь раньше ничего не платили», предсказуемо, но не конструктивно. Закон есть закон, и работа напрямую с правообладателями или с аккредитованными ОКУП — это реальность сегодняшнего дня, и чем раньше вещатель встанет на этот путь, тем больше у него будет пространства для маневров при выстраивании взаимоотношений с этими организациями. Не смотря на присущую представителям РАО и ВОИС агрессивность поведения при обращении к вещателям с предложением вступить в договорные отношения, эти компании существуют в поле закона, который предлагает массу инструментов вещателям для отстаивания собственных интересов, о чем мы и поговорим в следующих публикациях.

Источник: МедиаПрофи