Internews Kazakhstan

На рекламном рынке происходит спад отрасли

Cоздан:   пн, 01/12/2008 - 13:00
Категория:
Тэги:

Подарок казахстанским потребителям преподнесли рекламисты, ослабив рекламный прессинг в канун Нового года. Не от хорошей жизни снижается их активность. Впрочем, от новогодних покупок, основанных лишь на собственных предпочтениях, вряд ли кто-то откажется.

Информацию о том, что в декабре ожидается нулевой прирост рекламы, подтверждает директор рекламного агентства «АртДепо» Тимур Мусин. «В стране повсеместно происходит сокращение штатов, как крупных, так и мелких компаний, происходит спад и на рекламном рынке, – говорит эксперт. – Включите телевизор или раскройте газеты и увидите разительный контраст между объемами рекламы сегодня и в прошлом году».

Сокращение коснулось и персонала рекламного бюро «Бегемот». По словам его директора Анатолия Громового, уволены около 70% сотрудников. «Грядут большая безработица среди работников нашей индустрии и снижение их социального статуса из-за уменьшения зарплат, – предполагает он. – В целом снижение рекламной активности хорошо только для населения, для рекламистов это, конечно, большая проблема».

Поддерживает своего коллегу и продюсер центра Action Advertainment Дина Сабирова. В печатных изданиях, на ее взгляд, модули от рекламодателей все чаще вытесняются редакционными объявлениями и поздравлениями. «И наружной рекламы становится меньше из-за нехватки денег, поэтому многие конструкции уже пустуют, – добавляет она. – Кроме того, исполняется решение акимата – снимать билборды, установленные в запрещенных местах. Что касается требования о визуальном соответствии рекламы, не уверена, что советские взгляды членов Комитета по градостроительству, которые в свое время поддержали эти правила, соотносятся с современными реалиями искусства и рекламного бизнеса». В свою очередь президент Союза дизайнеров Казахстана, заслуженный деятель искусств РК Тимур Сулейменов, возглавляющий Комитет по градостроительству, выступает против чрезмерной эксплуатации рекламодателями городского пространства. «К заявлениям оппонентов нужно подходить с позиции градостроительной культуры, которая диктует свои принципы эстетики и этики, – отвечает он. – На любом перекрестке – восемь рекламных установок. Хотите полюбоваться ансамблем города? Но вы увидите не его ландшафт, а бесконечные рекламные указатели». Естественно, уменьшение числа рекламных носителей в городе дизайнер одобряет.

Прогноз, который делает г-жа Сабирова, неутешителен: спад в этой отрасли продолжится и в следующем году. «Поскольку наше агентство занимается не только рекламной, но и продюсерской деятельностью, могу сказать, что количество рекламных мероприятий уменьшится, – считает она. – Если и раньше январь был каникулярным месяцем, не отличавшимся особой активностью, то теперь вообще будет полнейшее затишье». В былые времена праздники, корпоративные и семейные, считает она, проходили очень бурно, на высочайшем уровне. Сегодня на свадьбы и юбилеи зовут в основном тех артистов, которые просят небольшие гонорары. Часто привлекают celebrity из Кыргызстана, которые, по словам г-жи Сабировой, сильно демпингуют, тем самым ухудшая положение отечественных звезд. Частый отказ компаний от запланированных промоакций – серьезный сигнал бить тревогу. Как говорит г-н Мусин, за последние полгода такие отказы стали постоянными.

Свободному выбору покупателей будет способствовать также сокращение рекламы на телевидении, на долю которого приходится около половины всех рекламных доходов. Вполне возможно, что цены на размещение рекламы в следующем году увеличатся.

«В последние годы на ежегодное повышение рекламных расценок на телеканалах главного медиахолдинга равнялись все, – комментирует ситуацию г-н Мусин. – Я не думаю, что подобное случится в этот раз. Спрос рождает предложение. Каким образом может повыситься цена на размещение рекламы, если спрос снижается?»

Между тем медиаинфляция уже началась. По словам исполнительного директора Alna Media Marketing Максима Укубаева, уже два канала заявили о повышении цен в наступающем году. «Телеканалы начали повышать цену, а это значит, что они не видят недостатка в рекламе, – говорит специалист. – Это означает, что они чувствуют: можно поднять цены, потому что у них есть база рекламодателей».

Выбор телезрителей в этом случае будет ограничиваться рекламными роликами зарубежных транснациональных компаний. Отечественная продукция будет меньше мелькать на экране – мало кто из казахстанских компаний пойдет на такие большие расходы.

Если верить словам г-на Укубаева, и сейчас девять из десяти крупнейших рекламодателей Казахстана – зарубежные компании. «Потребители мало чем рискуют в отличие от работников рекламной сферы, – говорит эксперт. – Например, с января мы подумываем о сокращении персонала. А некоторые из наших клиентов в связи с уменьшением продаж отказываются от рекламных кампаний на территории Казахстана. Это, как правило, российские компании. Они нам честно признались, что в следующем году ожидаемая вторая волна кризиса будет значительно хуже первой».

Утешают результаты исследования рынка телевизионной рекламы за I квартал этого года, проведенного TNS Gallup Media Asia. Бюджет этого рынка составил $119,7 млн. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года рекламные бюджеты на ТВ выросли на 0,76%. Количество рекламы на радио, «наружки» и рекламы в казахстанской прессе с января по март этого года также возросли – на 6,3%, 25,7% и 7,3% соответственно. По словам специалиста TNS Gallup Media Asia Марины Карцовой, анализ всех данных говорит о росте рекламных затрат и развитии рекламной индустрии. «К сожалению, данные за последние девять месяцев еще не подготовлены, – говорит она. – Но сильного спада в рекламной отрасли зафиксировано не было».

Прогнозировать ситуацию на рекламном рынке в 2009 году не решается никто. Рекламодатели ожидают, когда кто-то сделает первый шаг, по которому можно будет ориентироваться. Продавцы рекламы продолжают проводить презентационные и неформальные встречи с клиентами, анализируя их ожидания. А рекламодатели ищут иные способы привлечения потребителей. Самый лучший способ, который, по мнению экспертов, ждет прекрасное и светлое будущее, – это Интернет. Дешево и доступно, да и юзеры при грамотном раскладе легко могут попасться на рекламный крючок.

Источник: Zakon.kz