Internews Kazakhstan

Как начать статью: приковываем внимание читателя за первые 5 секунд

Cоздан:   пн, 01/10/2012 - 12:27
Категория:
Тэги:

Даниил Шардаков, Shard-copywriting

Это немыслимо! Чтобы я, человек с высшим образованием, попался на такой дешевый трюк. Сказать по правде, сейчас меня переполняют двойственные чувства. С одной стороны — праведный гнев: «Ну как я мог на такое повестись?!» С другой — восхищение: меня «обработали» настолько чисто и виртуозно, что будь я сторонним наблюдателем, я бы, наверное, аплодировал стоя. Но нет, я оказался жертвой и в самом эпицентре событий. Из этой ситуации я извлек ценный урок. И сейчас Вы поймете, о чем я говорю...

Мой друг работает в центре нетрадиционной медицины. Вернее, я бы сказал, полутрадиционной. В общем, они используют гипноз, гомеопатию, аккупунктурные техники и прочие методы, не получившие широкого распространения в официальных учреждениях здравоохранения...

Вы все еще читаете? Да будет Вам! Все, что написано выше — не более чем бутафория. Вот настоящее начало статьи. Здесь. И, к слову, именно о начале мы с Вами сегодня и будем говорить. Готовы? Тогда устраивайтесь поудобнее, сегодня мы на реальных примерах рассмотрим, как начать статью, чтобы вовлечь читателя в чтение и не отпускать до самого конца!

Начало статьи: что такое лид, и с чем его едят

По статистике, человек определяет полезность материала в течение первых 5—7 секунд. Большую роль в этом играет первый абзац, который еще называется «лидом» (от англ. lead — вести). Его главная задача — увлечь читателя настолько, чтобы он не мог остановиться и «проглотил» Ваш текст от начала и до конца. Если лид уныл и скучен, текст, как правило, терпит фиаско. И если для информационной статьи это не так критично, то для рекламного текста это может означать пустую трату рекламного бюджета со всеми вытекающими последствиями.

С понятием лида связан очень важный принцип — принцип перевернутой пирамиды, который гласит, что самую интересную, самую важную информацию надо размещать в первом абзаце. Однако это не является догмой. Существует масса способов сделать лид цепляющим, и многие из этих способов мы сегодня рассмотрим.

Да, но Вы помните, что начало публикации — это второй шаг. Первым делом Вам нужно вызвать интерес с помощью заголовка.

До того как начать статью

Главное — чтобы у Вашего материала была четкая структура, и начало подчеркивало его ценность, а не наоборот. Однако есть вещи, которые эту ценность убивают напрочь, и которых всеми силами нужно избегать. Вот некоторые из них.

Избитые клише. Избавьте себя от подражания тысячам авторов без фантазии, не имеющим ни малейшего понятия о том, как начать статью, чтобы она с ходу вызывала интерес у читателя.

Начало в стиле:

  • Мобильные технологии существенно облегчили жизнь современному человеку.
  • Сегодня новые технологии развиваются молниеносными темпами.
  • Движение — это жизнь.

Уже стали настолько избитыми, что ничего кроме налета скуки не вызывают.

Банальность. Еще один лидер среди типичных ошибок. Отличие от предыдущего пункта — всеобъемлющая очевидность.

  • Не бывает на свете одинаковых людей.
  • Каждый из нас заботится о своем здоровье.
  • Женщины отличаются от мужчин.

Словом, спасибо, Кэп! Как правило, подобные тривиальные фразы часто встречаются в дешевых текстах для сателлитов. Для серьезных публикаций они, естественно, не годятся.

Сложные хитросплетения. Еще одна распространенная ошибка — делать первое предложение сверхсложным для восприятия.

Пример:

В свете тотальной глобализации становится актуальным вопрос рациональности совместного использования информационных ресурсов, которые, в свою очередь, с каждым днем представляют все большую ценность для международного информационного сообщества.

Все эти вещи утомляют читателя и вынуждают прервать чтение (иначе он умрет со скуки). Их еще называют водой, поскольку как таковой информационной ценности они не несут. Чтобы проверить цепкость лида, спросите мнения у друзей и знакомых. Наконец, поставьте себя на место читателя. Интересно ли Вам было бы читать такое начало?

Как начать статью: 11 проверенных подходов

Указывать на недостатки и на то, как делать не надо, может любой. Давайте рассмотрим несколько способов начать статью, которые с вероятностью более 90% заинтересуют Вашего читателя.

1. Золотой способ — «Скользкая горка Шугермана»

Этот способ начала статьи придумал известный американский копирайтер Джо Шугерман. Называется этот подход «скользкой горкой». Он универсален и подходит для начала как обычных публикаций, так и продающих текстов.

Принципы «скользкой горки»:

  1. Первое предложение делается максимально коротким и недосказанным. Оно должно порождать интригу и вопрос, побуждая читателя прочитать второе предложение в поисках ответа.
  2. Второе предложение усиливает интригу, переводя читателя к третьему предложению и т. д. Идею Вы поняли.

Пример:

Продавать непросто. Особенно в нишах, где конкуренты тратят тысячи долларов на продвижение, рекламу и подкуп клиентов. Тем не менее, если не идти вслед за большинством, а включить мозги, то стать лидером вполне реально. И вот каким образом.

Видите? После первого предложения созревает вопрос: «Но?». После второго предложения этот вопрос усиливается: «Да, но?». После третьего предложения созревает вопрос «Как?». а после четвертого — читателя уже не остановить.

Похожий прием я использовал для начала этой статьи, добавив немного эмоциональности. После первого предложения у Вас встал вопрос: «Что немыслимо?» затем этот вопрос усилился разгоревшейся интригой, которая с каждым предложением накалялась.

В этом месте есть вероятность того, что Вы думаете, дескать, «Это было ясно как день, начало банальное и скучное, баян, я такое уже видел!»

Отлично! Значит этот способ Вы усвоили и можете с успехом применять в собственной практике так, чтобы это было реально классно.

2. Факты или статистические данные

Ничто так не цепляет людей в начале статьи, как что-нибудь интересненькое. Приведите статистику или какой-нибудь любопытный факт, и человек будет читать Ваш текст.

Примеры:

  • В США ежегодно утилизируются около 20-ти миллиардов подгузников.
  • Ученые установили, что люди не могут видеть сны, когда храпят.
  • По статистике 1,5% людей на Планете имеют рыжий цвет волос.

3. Вопрос

Вопросы хороши тем, что люди на подсознательном уровне на них отвечают, а это вовлекает их в чтение. Вдвойне хорошо, если вопрос интригует.

Примеры:

  • Вы знали, что Эйнштейн до 4-х лет не умел говорить, и его считали отсталым ребенком?
  • Вы хотите, чтобы Вашу жизнь обеспечивал пассивных доход?
  • Сколько времени у Вас уходит на купание?

4. Провокационная фраза

Один из моих любимых приемов. Заключается он в том, что Вы начинаете статью с провокационной фразы, вызывающей те или иные эмоции (чаще всего, негативные) у определенных групп читателей. Однако помните, что если Вы вызываете негатив, то должны потом его свести к нулю.

Примеры:

  • Фанаты Beyonce — идиоты.
  • Если Вы не инопланетянин, Вы прочитаете следующее предложение.
  • Глупо работать на кого-то.

5. История или притча

Люди обожают истории. Во-первых, потому что все мы выросли на историях, а во-вторых, потому что из каждой истории мы привыкли извлекать какой-то урок. Вот почему большинство людей предрасположены к историям и охотно читают их.

Посмотрите на второй абзац этой статьи. Он написан как раз в формате истории.

6. Гипновставка

Не совсем типичное начало для традиционных статей. Однако этот прием часто используется в продающих текстах. Суть этого приема заключается в использовании таких оборотов как «Представьте...», «Вообразите...», «Вспомните...» и т. д.

Примеры:

  • Представьте, что Вы — капитан космического корабля.
  • Вообразите, что Вы оказались в джунглях, где полно людоедов.
  • Вспомните, как Вы бегали голеньким в детстве.

7. Цитата

Практика показывает, что еще один неплохой способ начать статью — использовать умную цитату. Только если Вы используете этот прием, помните, что:

  1. Читатель должен понимать смысл этой цитаты.
  2. Цитата должна иметь непосредственное отношение к статье.

8. Тест

Еще один классный вариант для начала публикации — это провести небольшой тест. Люди обожают проводить эксперименты и узнавать о себе что-то новое или старое, но известное только им.

Примеры:

  • Проверьте, к какому психотипу Вы относитесь.
  • Если Вы ответите на пять простых вопросов Вы узнаете, в чем Ваша самая сильная сторона.
  • Прежде чем продолжить чтение, пройдите небольшой тест, который покажет, допускаете ли вы типовые ошибки в английском языке.

9. Личный опыт

Люди любят, когда автор делится своими наблюдениями или опытом (особенно если этот опыт личный). В принципе, этот способ начать статью похож на историю, с той лишь разницей, что повествование идет от первого лица и может быть чрезмерно эмоциональным.

Примеры:

  • Я хочу рассказать Вам историю, которая произошла со мной два месяца назад.
  • Я не был самым красивым парнем в школе, но у меня было то, от чего девушки буквально вешались мне на шею.
  • Ну все, приехали! Получи, деревня, трактор! Я опять наступил на те же грабли!

10. Акцент на проблеме или решении

Здесь все просто. Вы с ходу ставите проблему, актуальную для читателя, и обещаете ее решение в статье.

Примеры:

  • Если Вы перепробовали все, а перхоть как появлялась, так и появляется, то есть один верный способ, который избавит Вас от нее раз и навсегда.
  • Несмотря на то, что продвижение сайтов — достаточно трудоемкий и дорогостоящий процесс, существует способ сократить издержки до 80%. И вот каким образом.

11. Новость

Новости всегда вызывали, вызывают и будут вызывать жгучий интерес и горячие споры. Так почему бы не использовать эту человеческую слабость, чтобы ударно начать статью? Особый ажиотаж вызывают «желтые» новости, так сказать, скандалы, интриги, расследования.

Примеры:

  • Пенсионер из глубинки увел топ-модель из-под носа у миллионера.
  • Найден способ зарабатывать деньги, лежа на диване и ничего не делая!
  • Эксгибиционисты устроили оргию на Красной Площади!

Резюме по началу статьи

Приведенных выше приемов более чем достаточно для того, чтобы эффектно начать статью. Не все они универсальны: некоторые приемы можно использовать только в подходящем случае. Хотя, если откровенно, то для хорошего начала достаточно и первого способа. Нужно просто использовать любопытство и порождать интересующие человека вопросы, ответ на которые он рассчитывает найти в статье.

Источник: ГИЛЬДИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ