Internews Kazakhstan

Сергей Сумленный: "Немецкая газета - это существо пугающее"

Cоздан:   чт, 01/07/2010 - 11:34
Категория:
Тэги:

Сергей Сумленный, собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Германии, выпустил книгу «Немецкая система» — подробное и всестороннее исследование немецкого общества, а также роли Германии в Европе и мире. В книге журналист разбирает особенности немецкой национальной психологии, механизмы функционирования немецкого общества и повседневную жизнь немцев, разрушая многие распространенные в России мифы о Германии.

В интервью Media-Day.ru Сергей Сумленный рассказал о немецких коллегах-журналистах, о «пугающих» газетах и хитрой «пробной подписке» на печатную прессу.

— В чем главное отличие, на ваш взгляд, немецких журналистов от российских?

— В моей книге целая глава посвящена культурному и медийному ландшафту Германии. Там я написал о немецких журналистах, которые отличаются от российских по многим параметрам. Немецкие журналисты — корпорация с очень четкой самоидентификацией, четким пониманием того, кто они и что они делают. Они воспринимают себя как сторожевых псов демократии, в хорошем смысле слова. Журналисты могут, конечно, иметь разные политические взгляды, но все они едины в том, что немецкая демократия и немецкая политическая система, в широком смысле этого слова, хороши для Германии и должны быть поддержаны. Если немецкий журналист беседует с политиком, то беседа идет на равных. Если политик уйдет от ответа, вопрос будет задан еще раз. Если и второй раз респондент уйдет от ответа — станет понятно, что его уже «не дожать», но читатели или зрители увидят, что журналист делал свою работу и делал ее хорошо. Станет очевидно, что вопрос был задан, ответ на него получен не был, таким обазом журналист покажет, что политик не имеет ответа на данный вопрос. Так вести себя в России могут позволить себе единицы. В Германии журналисты в этой системе видят себя людьми, которые поддерживают демократию и, с одной стороны, контролируют власть, с другой — артикулируют какие-то проблемы, которые накопились в обществе и требуют обсуждения и решения. Журналисты воспринимают себя как представителей очень важной для общества и необходимой корпорации, которая должна вести себя соответственно. Поэтому журналисту немецкого СМИ легко потерять лицо. И достаточно сделать несколько простых движений, чтобы корпорация исторгла этого человека из себя. Если в России журналист может уйти со скандалом из одного делового издания и прийти в другое деловое издание, а затем вернуться в свою редакцию, то в немецких СМИ такого быть не может. Если журналист ушел из FAZ, то ни в каком Die Welt или Sueddeutsche Zeitung он не окажется. Немецкие СМИ более политизированы, чем, скажем, американские. Можно сказать, что оценочные суждения в немецких СМИ развиты более, чем в американских. Но немецкие СМИ гораздо лучше различают оценку и факт, чем российские.

— По данным опроса, проведенного немецким институтом Allenbach по заказу федеральной почты Германии, 40% жителей Германии считают, что рынок медиа перенасыщен. Вам рынок медиа в Германии таким кажется?

— Разумеется, рынок в Германии очень насыщен. В Германии есть публицистические еженедельники типа Der Spiegel с тиражом до миллиона экземпляров, следом идут еженедельники, у которых тираж несколько сотен тысяч. У ежедневного таблоида Bild тираж подбирается к четырем миллионам, у серьезных деловых изданий тиражи около 400 тысяч.... Такие тиражи российским СМИ даже и не снились, но рынок в Германии не перенасыщен в том плане, что он не сбивает читателя, потому что читатель абсолютно точно представляет, что ему ожидать от того или иного еженедельника. Я каждый день общаюсь с людьми, которые никогда в жизни не возьмут в руки Der Spiegel, потому что он им противен своей левой направленностью, или WirtschaftsWoche, который противен левым своей либеральной направленностью. Такие различия сегментируют читательские предпочтения. Немцы читают СМИ гораздо больше, чем русские. Но проблема рынка печатных медиа в Германии заключается, на мой взгляд, не в перенасыщенности, а в падении объемов рекламных бюджетов. Большое количество рекламы ушло в интернет, из-за этого падают тиражи. Читатель готов покупать журнал по-прежнему, но не готов платить за него пять евро, а хотел бы платить три евро. Но когда уходит рекламодатель, издателю нужно покрывать свои расходы.

— Приучают ли детей в немецких семьях читать подписные печатные издания?

— Большая проблема для немецких газет заключается в том, что в семьях перестает наследоваться культура чтения газет. В 30-60-е годы в Германии чтение газеты означало принадлежность к определенному классу. Сейчас это теряется, немец может купить сегодня одну газету — деловую, завтра — другую, бульварную. А газеты от этого страдают, потому что пресса Германии была всегда нацелена на преемственность. Сейчас ей непонятно, как и что писать, на кого ориентироваться. Дети перестают читать, молодежь уходит в интернет. Газеты, конечно, борются за аудиторию, предлагают дешевые абонементы для студентов, проводят дни газет в школах. Некоторые газеты позволяют школьникам старших классов готовить несколько полос в издание. Таким образом молодое поколение приучают к печатным медиа, потому что немецкая газета — это существо пугающее. Объем в 100 полос, такую газету иногда страшно брать в руки.

— ТВ в Германии популярно? Много времени немцы тратят на просмотр ТВ-программ?

— Зависит от класса. Если семья принадлежит к low-классу, бедному, то, скорее всего, в каждой детской комнате будет по телевизору. Это как фастфуд — чем ниже класс, тем выше потребление определенных продуктов и ТВ. Но я бы не стал приравнивать просмотр новостей к просмотру реалити-шоу.

— Вы сами в Германии выписываете какие-либо издания или покупаете их в розницу?

— Я много изданий выписываю, но также много читаю и в интернете. Большинство изданий распространяют по подписке 70% своего тиража. Единственная газета, которая распространяется в розницу, это бульварная газета Bild, она продается в автоматах, киосках. Большое количество подписчиков — корпоративные клиенты, авиакомпании, гостиницы. Интересная акция — «пробная подписка», когда предлагается подписаться на издание по демпинговой цене в 30% от полной стоимости подписки. Но при заключении договора подписчик оставляет номер своей кредитной карты и, если он забудет вовремя эту подписку прервать (причем в письменном виде уведомив издание), то подписка автоматически продлевается уже по полной цене. Издатели говорят, что ежегодно от них уходит треть подписчиков, но эта треть заполняется теми, кто пришел с «пробной подписки».

Источник: Media-Day.ru