Internews Kazakhstan

Под лежачего репортера сюжет не течет (с)

Cоздан:   пт, 03/07/2009 - 13:40
Автор:   Rain

Мне посчастливилось попасть вчера на двухдневный интерньюсовский семинар. В этот раз на тему "Специальный репортаж". Тренер - журналист канала НТВ, автор программы "Главный герой" Павел Селин.
Язвительности моей было пущено еще до семинара много. Я плохо представляла себе, как может НТВшный журналист чему-либо учить. Причем в весьма категоричной форме:
"Разве можно учиться у человека, работающего на НТВ???".
Но на семинар все-таки пошла. Тоже не без приключений - я, естественно, благополучно забыла об этом мероприятии, и напомнили мне, разбудив в 9.55 - за пять минут до начала!!! Когда так неожиданно разбудили, не могла простить этого кощунства...
...но сейчас скорее не простила бы того, что разбудили так поздно...
Семинар получился восхитительный!!!

Во-первых, куча безумно интересного материала по спец.репу. Причем, не просто новостному репортажу, а синтезу информирования и развлечения. Говоря парфеновским языком - Infoteinment.
Конечно, с одной стороны, казахстанская журналистика сейчас не предполагает такого жанра... по нескольким причинам. Для начала, у СМИ нет такого количества денег, чтобы обеспечивать журналистам возможность работать. Для создания интересного и качественного сюжета нужны и качественные затраты. Конечно, можно начать с малого и делать портреты-интервью с какими-нибудь бабушками-инвалидами-героями соц.труда... Но я смею предположить, что даже это бесплатное интервью скорее всего не окупится. А чтобы сделать интересный сюжет, чтобы его смотрели, нужно что-то более изощренное. К примеру, звезды, иностранцы, там не знаю... какие-то знаковые личности. Но на это, вполне логично, нужны деньги. Что говорить, когда в разговоре прозвучала такая цитата: "Да, этой героине - актрисе, сыгравшей Эммануэль в первых порно-фильмах, мы за день интервью и съемок, конечно, заплатили. Сколько, спрашиваете? Нуу.. Я думал, что сумма будет больше. Но получилось где-то 4-5 тысяч евро...". Конечно, это совершенно иной масштаб. Хотелось бы его приблизить, но пока загадывать не стоит.
Ну а второй - правовой аспект. Для съемок тех сюжетов, которые делает Селин и его коллеги, на канале, который они представляют, есть сильнейшая юридическая служба. Она предоставляет максимально возможную свободу своим репортерам. Им просто не приходится решать вопросы доступа к информации - они в праве просто брать и использовать. И это не просто облегчает задачу журналиста, а делает весь процесс создания сюжета свободным, даже захватывающим... Это же чудо, когда в твоих руках есть сколько хочешь кассет с материалами и ты можешь смонтировать свой сюжет практически без съемок, взяв за основу какой-то видео-архив. Будь то личный или государственный...
Здесь уже не идет речь только о самостоятельности журналиста, его состоятельности, как режиссера собственного сюжета. Если нашим заданием на Минидоке в весеннем семестре было создать что-то свое, с табу на любые чужие архивы или материалы чужого авторства, то спец.реп., которому учил Селин - это умение максимально ярко и полноценно использовать архивы - видео-подтверждение информации, которая есть у репортера; чужие записи в неформальной обстановке, как эмоции; контрапункт, делающий сюжет ярким.
Поиск архивного видео совсем не легче собственных съемок... зачастую, это составляет большую проблему. Но найти - это такая удача, после которой любое дело спорится.

Конечно, хотелось бы, чтобы такая журналистика: авторская, достаточно свободная в своих действиях, интересная и для репортеров, и для зрителей, когда-нибудь появилась и у нас. Возможно, есть шансы приблизить ее. И есть шансы скорее даже у тех, кто еще не вошел в журналистику ,а только готовится туда шагнуть. С чистого листа, не переучиваясь, начинать-то легче.
Возможно, если хорошенько подумать, то можно собраться, сделать рывок и создать что-то подобного качества в формате инфотейнмента. А уж с бюджетами и правами на использование материалов разобраться после получения первых результатов. Кто знает, может так случится и у нас родится то, что люди действительно станут смотреть. Хочется верить.

Что еще сыграло решающую роль в этом семинаре - это сам Павел Селин. Подозрения на его счет я хранила до последнего. Но, простите меня, уважаемый Павел... Была очень не права!!! Человек, работающий на НТВ (страшная аббревиатура), с грандиозным журналистским опытом - и из них, с опытом работы в программах "Русские сенсации" и (о, ужас) "Максимум"... оказался таким интеллигентным, аккуратным, спокойным, адекватным человеком! Как оказалось, "Главный герой" - не такое зло, как мне представлялось (и это подтвердилось рейтингом. Цитата: "У нас, конечно, такие рейтинги, что без слез не взглянешь"). Это программа, состоящая из сюжетов-портретов людей или ситуаций. Конечно, НТВшные интонации ощущаются - никуда не денешься от этого... Но и суть, и, собственно, продукция показалась мне очень интересной и достойной.
Павел говорил на семинаре о том, что для зрителя важно отношение репортера к тому, что он снимает. И тут же комментариями к своим фильмам это наглядно иллюстрировал. И рассказы о Маше Калининой - бывшей королеве красоты с таким уважением к ее жизни, и история про Карцева и сложность эмоций в фильме о нем, и куча развеселых баек про уральского мужика Шахрина их "Чайфов" - это все любовь к своим героям, к своему положению... И любовь к своей работе...
Павел Селин своей искренностью, подробными, обстоятельными рассказами, подготовкой и вниманием покорил всех семинаристов. В анкетах по итогам семинара любые чуть более эмоциональные отзывы были о тренере и о подаче материала.
Этот семинар - первый для Павла Селина - прошел просто на ура!. Я думаю, что после такого начала, он не захочет останавливаться. И это было бы чудесно!

А у меня по следам всей этой истории снова пошла мысль: "Быть или на быть". Вот в чем, собственно, вопрос... Я понимаю, насколько все это мне интересно. Насколько я это понимаю, представляю. И сам процесс уже не столько пугает. Но с другой стороны, чтобы дойти до уровня Селина - чтобы выбраться из сети полного подчинения начальству, чтобы самому выбирать темы и героев... Да хотя бы, чтобы перейти от каторжной работы в новостях к вот таким интересным занятиям, как, к примеру, портреты, нужно пройти и огонь, и воду ,и медные трубы, и еще несметное количество этапов. И нужно иметь столько сил, чтобы их хватило и на бег на посылках, и бесконечные монтажи - бесценный, на самом деле, опыт, без которого работать нельзя.. и еще сохранение амбиции - желания пробиться туда, где хочешь оказаться в идеале. На данный момент, зная себя, я не могу быть уверенной, что у меня получится, и я не останусь рядовым репортером в вечерних новостях с вечными двухминутными сюжетцами...

Я в раздумьях: как разрешить эту ситуацию.

дерзайте и все

дерзайте и все у вас получится!!!
с таким напором можно через степь выйти к горам...
помните, мысли человека имеют свойство материализовываться...

______________________________________________________
если тебе роют яму - не мешай. закончат - сделаешь бассейн.)))