Internews Kazakhstan

Редизайн в региональной газете: мнение издателя. Часть 1

Cоздан:   ср, 06/06/2007 - 11:02
Автор:   Зульфия

Костанайский еженедельник «Наша газета» с недавнего времени изменил свой внешний облик. Редизайн издания осуществлялся при консультировании немецкого специалиста ICFJ по дизайну газет, Ханса Янишь.

О том, почему стал необходим редизайн газеты, что ожидает издатель от смены дизайна и что поменяется в газете в связи с редизайном читатйте в интервью издателя костанайского еженедельника «Наша газета» Сергея Миролюбова Интернет-сайту Izdatel.kz

Расскажите о существующем дизайне газеты: как, когда и кем он разрабатывался? Изменялись ли элементы дизайна до настоящего времени?

Да, естественно, за 5 лет существования «Нашей газеты» ее дизайн менялся несколько раз, причем очень сильно, не считая шапки газеты и ее фирменного логотипа. Первый дизайн был разработан при ее создании в 2002 году. И когда происходила смена главного редактора газеты, менялись и некоторые элементы дизайна газеты.

Кто в этих случаях выступал инициатором смены внешнего вида «Нашей газеты» - издатель или главный редактор?

Нет, катализатором редизайна обычно была эта комбинация - «издатель плюс редактор». Хотя инициатива в большей мере исходила именно от издателя, поскольку в то время, как редактор создает контент газеты, издатель регулирует, чтобы этот контент с одной стороны отвечал интересам читателей, но в то же время не вступал в конфликты с рекламодателем. Издатель также занимается урегулированием конфликтов, связанных с отделами продаж, распространения и производства.

В 2005 году произошли значительные перемены дизайна газеты. И в это же время редакцию возглавил новый редактор. Я считаю, что смена дизайна – это естественный рост, а не сиюминутное желание какого-то отдельного человека. Она также не связана с приходом нового руководителя редакции. Смена дизайна связана с ростом и развитием сотрудников, с их участием в семинарах и тренингах, с общением с коллегами в рамках конференциях и других мероприятий. Редизайн – своего рода поступательный шаг: когда в издании уже отлажены редакционные и производственные процессы, когда нет проблем с распространением тиража и отделом продаж, у издателя появляется время и возможность заняться дизайном газеты.

Как воспринимался старый дизайн газеты издателем, редакционным коллективом и читателями?

Еще в самом начале, при разработке концепции, между мной как издателем и главным редактором возник спор о том, какова должна быть концепция «НГ». Редактор настаивала на концепции «развлекай плюс информируй», мой же вариант концепции «НГ» был «информируй плюс просвещай». Поэтому каждый раз, когда менялся главный редактор, я как издатель делал газету все более и более серьезной, причем речь шла не столько о контенте, сколько о визуальном отражении качественного информационного содержания газеты через ее дизайн, поскольку визуальное отображение и содержание издания должны соответствовать друг другу. Именно это соответствие и называется "стиль газеты".

В 2005 году мы пришли к единому мнению, что у серьезной газеты с умным и содержательным контентом должна быть соответствующая ему форма. И даже больше: в некоторых случаях форма может «вести за собой» содержание. Поэтому и появился такой достаточно суховатый строгий дизайн, который у нас был, и где количество слов и, может быть, иногда даже перебор этих слов делал чтение газеты непростым занятием. Иными словами, читать «НГ» - это был труд.

Как и когда вы пришли к пониманию необходимости редизайна газеты?

Именно по причине того, что чтение «НГ» было непростым занятием, мы пришли к выводу о необходимости редизайна. Я считаю, что можно писать и на не менее серьезные темы, оставаясь при этом в первую очередь информационной газетой, при этом больше используя визуальных элементов и визуальной информации. Мне казалось, что газете не хватает единого, целостного и грамотного визуального представления информации. И после того как я увидел, как полтора года назад редизайн сделала газета «Диапазон» (г. Актюбинск), я понял, что я хочу: инфографика, графические элементы, большие фотографии, о которых я мечтал, могут быть использованы и в серьезном издании.

То есть, я правильно Вас понимаю: и на серьезные темы можно писать в доступной визуальной форме?

Да, другими словами, сделать получение информации процессом не таким трудоемким. Получить информацию можно немного легче. Причем информация – это не всегда умные слова; это могут и должны быть рисунки, фотографии и подписи к ним, это должны быть хорошие красивые заголовки.

Мы уже говорили о целях, но давайте еще раз уточним главные цели при редизайне? Увеличить тираж? Увеличить количество тематических объявлений? Расширить читательскую аудиторию? Что-то иное?

Нет, не самом деле, все не было так утилитарно. Увеличить тираж можно гораздо проще, просто начав издавать бесплатную газету. Еще один вариант – это выпускать очень дешевую газету с исключительно развлекательным контентом в ней, что тоже приведет к росту тиража, а также значительно уменьшит расходы на ее производство. Поэтому увеличение тиража не было самоцелью при редизайне.

У «Нашей газеты» есть определенная концепция. «НГ» - это газета сообщества Костаная и Костанайской области, поэтому она должна отражать интересы того сообщества, для которого она является как источником информации, так и собеседником, а также инструментом, с помощью которого они могут апеллировать к обществу, то есть инструментом «обратной связи» с сообществом. Хотя редизайн «НГ» не стал ответом на потребности людей, это скорее предложение держать в руках и читать газету, которая по уровню дизайна и содержания находится наравне с хорошим качественным западным изданием.

Поскольку издательский бизнес – это, в первую очередь, бизнес, мы не можем не говорить о его прибыльности. Был ли редизайн, и если да, то каким образом, нацелен на увеличение источников дохода газеты?

Конечно же, издательство газеты для меня всегда было бизнесом. Но, рассматривая два взаимосвязанных аспекта издательства газеты – прибыльность бизнеса и независимость издания – для меня на первом месте всегда стояла независимость газеты.

Что касается связи редизайна и прибыльности, то здесь следует говорить о той доле рынка, которую занимает издание. Всегда существует угроза, что на этот рынок придет другой продукт, который имеет в своем распоряжении гораздо больше ресурсов и который может значительно уменьшить долю рынка, до этого занимаемую тем или иным изданием. К сожалению, часто новые издания на региональных рынках не имеют никакого отношения с местным региональным сообществом и их не затрагивают его интересы и потребности. Один из способов защитить свое сообщество – это создать информационную площадку, которая позволяет писать о реально происходящих событиях, а также дать возможность людям со своими взглядами высказывать мнение о тех или иных событиях.

В результате, когда на рынок приходит издание с отработанными маркетинговыми технологиями, она забирает часть рекламы и делает нежизнеспособными газеты, социально нужные и полезные для местного сообщества.

Поэтому после редизайна «НГ» сделала огромный скачок в своем развитии, став изданием, которое благодаря качественному информационному контенту и современному и привлекательному дизайну может смело выходить и на другие региональные (именно региональные, а не национальные) рынки страны.

Какие другие недавние редизайны повлияли на этот проект? Возможно, что-то, чему следует подражать или наоборот - избегать?

Я бы так не сказал. Редизайн – это единый концептуальный подход, где все элементы взаимосвязаны и соотносятся друг с другом, будь то заголовки, фотографии, размер и тип шрифта, используемые цвета, и так далее. Поэтому сложно выделить какие-то конкретные ошибки, потому что редизайн – это, в первую очередь, концепция и общее видение газеты, где немаловажную роль играет близость к культуре того сообщества, где издается газета.

Что поменяется в связи с редизайном? Изменилось ли содержание газеты, или были какие-то рубрики добавлены, изменены или убраны вовсе, чтобы удовлетворить нуждам групп читателей газеты?

Пока редизайн еще не закончен, поэтому говорить об изменениях рано, мы находимся в самом разгаре работы. Так что для меня самого еще загадка, что именно мы получим в результате.

Что касается групп читателей, то мы условно поделили аудиторию на три группы: читатели до 25-30 лет, читатели от 30 до 45-50 лет и пожилые люди.

Если говорить конкретно, то любое обновление газеты было сделано для людей в возрасте до 25-30 лет. Это люди, живущие в постоянно меняющейся среде, поэтому им нравится динамика, нравятся любые перемены, да они и сами меняются чуть ли не каждый день. Поэтому им понравится сам факт существенного изменения дизайна, новый логотип, использование яркого красного цвета, смена шрифта.

Как бы не парадоксально это не прозвучала, но именно смена шрифта на более читабельный и увеличение «воздуха» в газете, предназначены также и для третьей группы читателей – то есть для пожилых людей. В результате у нас получается меньше текста и меньше слов. Одни еще пока не любят читать, другим уже тяжело читать в силу своего возраста. Поэтому именно эти изменения нацелены на то, чтобы удовлетворить нужды этих двух групп.

Наша целевая аудитория – это люди от 30 до 45-50 лет, то есть уже состоявшиеся люди. Для них ключевым моментов станет более четкая и понятная структура газеты. Если на полосе есть главный по важности материал, его значимость подчеркивается с помощью заголовков и фотографии, благодаря чему он не теряется.

Продолжение следует.

Виктория Смирнова

Источник: Izdatel.kz