13 мая 2016 года на общественное обсуждение был вынесен законопроект «О внесений изменений в Закон КР „О средствах массовой информации“ (http://www.kenesh.kg/RU/Articles/36597_Na_obshhestvennoe_obsuzhdenie_c_13_maya_2016_goda_vynositsya_proekt_Zakona_Kyrgyzskoj_Respubliki_O_sredstvax_massovoj_informacii.aspx)», инициаторы депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Рыспаев К. Ж., Матраимов И. И., Тиллаев Т. Г., Турускулов Ж. К.). В справке-обосновании указано, что законопроект «призван заполнить правовые пробелы в области правового регулирования деятельности СМИ».
Отмечая, что справка-обоснование не подкреплена статистикой и исследовательскими заключениями о целесообразности и необходимости этих поправок в нашем законодательстве, хочется подчеркнуть, что изменения, предлагаемые законопроектом, полностью копируют нормы, содержащиеся в аналогичном законе России «О СМИ», и никак не адаптированы к нашему законодательству и не являются необходимыми для нашей страны.
Так, инициаторы отмечают, что в законе о СМИ «не установлены ограничения для учредителей иностранного происхождения, хотя любое другое государство устанавливает хотя бы минимальные условия и ограничения, вытекающие из необходимости защиты суверенитета и безопасности государства». В качестве примера приводят Россию, Казахстан, США, Австралия. Действительно, в странах Европы и США ограничения существовали в начале ХХ века, однако начиная
Ниже мы рассмотрим предложения инициаторов, которые были позаимствованы из аналогичного российского закона под обоснованием, того что инициатива «восполняет указанные пробелы общепризнанными требованиями и ограничениями».
Непонятно, чем обоснован данный запрет, в справке-обосновании нет на это аргументированного ответа. Они не проводили анализа по вопросу влияния деятельности СМИ с иностранным финансированием на информационную безопасность нашей страны.
Вместе с тем, в «Национальной стратегии устойчивого развития КР на период
С начала 2016 года по поручению Аппарата Президента КР действует экспертная рабочая группа по разработке Концепции информационной политики. Она будет содержать основные направления развития национального информационного пространства с учетом принципов свободы слова и соблюдения требований информационной безопасности. Выступать с инициативами относительно медиа-законодательства целесообразно только после принятия Концепции и на основании ее положений.
Стоит отметить, что депутат Рыспаев К. Ж. в отдельном порядке выступил ранее с предложением обязать телерадиовещательные организации с иностранным участием указывать свои выходные данные. Но сегодня у нас все телерадиоорганизации, в том числе, и с иностранным участием, сообщают свои выходные данные (наименование, позывные, логотип, эмблему) в соответствии с требованием статьи 23 Закона КР "О телевидении и радиовещании«[2]. Возникает вопрос, чем вызвана эта «целенаправленная» инициатива против СМИ с «иностранным участием».
Предлагаемая норма скопирована с закона «О СМИ» Российской Федерации, где сейчас любой сайт приравнен к СМИ. В национальном законодательстве Кыргызской Республики отсутствует понятие «сетевое издание», у инициаторов нет разъяснений этого понятия. Они желают видеть любую продукцию, размещенную в сети Интернет, как «продукцию СМИ», а сайт, на котором это размещено, автоматически признавать в качестве СМИ. С такой позиции к «сетевым изданиям» можно будет отнести интернет-магазины, социальные сети и электронную почту.
Попытки законодательно приписать для интернет-пространства рамки, применяемые к традиционным СМИ, неоднократно предпринимались и при бывших президентах (А. Акаеве и К. Бакиеве), но государство отказывалось от такого шага, понимая, что сама природа Интернет такова, что не позволяет применить к себе такие положения, как периодичность распространения, территория распространения, тираж.
доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы) дополнить нормой «предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения».
Это также заимствовано из российского закона. Но кыргызское законодательство позволяет регулировать отношения, возникающие в сети Интернет. Законодательные акты, применяемые относительно защиты чести и достоинства, порнографии, разглашения государственной тайны и также иной охраняемой законом информации, применяются к материалам, размещенным в Интернете в той же степени, как они применяются к традиционным СМИ. Данный факт подтверждается на практике, когда сайты информационных агентств в Кыргызстане становятся ответчиками в суде.
Заявленная в справке-обосновании цель — заложить в законодательстве основы по обеспечению безопасности информационного пространства страны — в условиях развития информационных и коммуникационных технологий достигается повышением уровня медиаграмотности населения. В условиях отсутствия границ в информационном пространстве и свободного распространения информации, ограничения по праву учредительства и финансирования СМИ не могут стать эффективным инструментом в защите национальной информационной безопасности Кыргызской Республики. Для повышения информационной безопасности и защиты национальных интересов Кыргызстана необходимо не ограничивать возможности СМИ, а повышать медиа грамотность населения, а также создавать условия для разработки качественных информационных продуктов. Для того, чтобы информационные материалы Кыргызстана могли конкурировать в информационном пространстве, необходима поддержка, в том числе финансовая, редакций, медиа компаний и продакшн-студий, которые производят качественный, востребованный контент. И именно вопросами продвижения медиа- и информационной грамотности и создания качественного контента должны быть, в первую очередь, озабочены представители законодательной и исполнительной ветвей власти. Не ограничение, а развитие и доступ к информации должны стать приоритетными направлениями государственной информационной политики.
Исходя из вышеизложенного, считаем нецелесообразным принятие законопроекта и призываем отозвать данный законопроект.
С уважением,
ОФ «Институт Медиа Полиси», Б. Усенова
ОФ «Центр Медиа Развития», Н. Абдыкеримова
ОО «Журналисты», М. Токоев
[1] Ссылка на законопроект: http://kenesh.kg/lawprojects/lps.aspx?view=projectinfo&id=208367
[2] Комментарий ИМП: http://www.media.kg/news/kommentarij-imp-k-zakonoproektu-predusmatrivayushhij-obyazannost-teleradioorganizacij-ukazyvat-inostrannoe-uchastie/
Источник: http://www.media.kg/news/kommentarij-media-organizacij-k-proektu-zakona-...