На прошедшей неделе приоритеты зрителей остались в целом такими, какими они чаще всего и бывают. Несмотря на разницу в возрасте, больше всего люди смотрят сериалы. Но, к счастью, на нашем телевидении бывают премьеры, которые разрушают привычное течение телевизионной жизни. Их смотрят немногие, но они стоят того, чтобы их увидели, считает обозреватель Арина Бородина.
Семейные ценности и "Шамаханская царица…"
Комедийный сериал ТНТ "СашаТаня" продолжает оставаться лидером у молодежи в возрасте от 14 до 24 лет. Но если сначала москвичи к нему были равнодушны, то сейчас их предпочтения совпадают с общероссийской аудиторией. В Москве сериал даже собирает больше зрителей, чем в других городах страны: почти 34% аудитории этого возраста смотрит комедию о семейных ценностях молодой пары, в прошлом героев сериала "Универ".
В столице этот сериал занимает второе место, впереди лишь фильм "Любовь в большом городе-2", а по стране в целом "СашаТаня" — лидер в аудитории от 14 до 24 лет. Примечательно, что сам канал ставит на него маркировку 16+. Полагая, видимо, что все-таки более юным зрителям его рекомендовать не стоит. Но разве можно на практике применить этот запрет? Судя по рейтингам ТНТ, на это в реальности никто не обращает внимания.
На втором месте по стране у зрителей от 14 до 24 лет вышел российский мультфильм студии Сергея Сельянова и Александра Боярского "Три богатыря и Шамаханская царица". Его посмотрело более 28% аудитории.
Вообще мультфильмы, которые продюсирует сельяновская студия, обладают какой-то невероятно везучей не только прокатной, но и телевизионной судьбой. Эти мультфильмы очень часто идут в эфире (и на РЕН ТВ, а сейчас на СТС), и все время, сколько их не показывают по телевизору, они собирают просто огромные рейтинги, даже если их повторяют с разницей в один день. И это происходит при каждом следующем показе, неважно, состоялся он через неделю, или через месяц, безотносительно дня и канала, где они идут. Их все равно всегда смотрят.
Много лет в абсолютных лидерах держался мультфильм "Алеша Попович и Тугарин змей". Просто ветеран-рекордсмен телеэфира. Столько рекордных рейтингов он собрал в свое время и до сих пор собирает неплохо. А сейчас роль мультфильмов-триумфаторов перешла к новой порции анимации студии Сельяного и Боярского, в частности, к "Иван Царевич и Серый волк" и "Шамаханская царица и три богатыря". Канал СТС их показывает регулярно, и они всегда срывают рейтинговый банк.
Тест ДНК в студии как залог рейтинга
Разумеется, "Пусть говорят" снова в лидерах. Ни одна неделя в российском эфире не обходится без того, чтобы большая часть населения страны (как правило, женщин и людей старшего поколения) не включило программу Андрея Малахова. За неимением в нашем эфире свободных политических телевизионных дискуссий, ток-шоу "Пусть говорят" фактически давно заняло эту нишу, и в ежедневном режиме превратилось в площадку, где на всю страну жарко спорят обо всем, что зрителям, сидящим в студии и перед телевизорами, предлагают для обсуждения.
В этот раз ток-шоу "Пусть говорят" единодушно выбрали женщины в возрасте от 25 до 54 лет. В среднем программу посмотрело более четверти всех включивших телевизор. И только в темах опять разошлись.
В Москве зрительницы предпочли выпуск про таинственные исчезновения молодых девушек в Оренбургской области. А жительницы других городов, судя по всему, просто были прикованы к экранам, когда в студии программы проводили очередную проверку родства с помощью теста на ДНК.
В этот раз для "аттестации" через ДНК в студию к Малахову приехала семья из Новороссийска.. Мужчина пять лет отказывается от отцовства, не платит алименты. Он обвиняет бывшую жену в измене, а женщина одна воспитывает маленькую тяжелобольную дочь, которая не говорит и почти не ходит. Именно после ее рождения муж сразу и ушел, сказав, что это не его ребенок. И вот все они в студии, у девочки взяли тест, и в течение часа все это активно обсуждается. Под конец программы тест доказывает, что девочка — родная дочь, ее тоже вносят к зрителям, и отец впервые ее берет на руки. Все кричат и плачут.
В итоге у телевизора оказалась почти каждая десятая женщина в возрасте от 25 до 54 лет и каждый восьмой зритель в возрасте старше 55 лет. Доля аудитории программы — под 30%. И так каждый раз, при любом следующем тесте ДНК, который на глазах у зрителей на всю страну открывает чужие семейные тайны.
Программа "Пусть говорят" на "Первом канале" с ее стабильно высокими рейтингами и Малаховым, который, как факир, управляет страстями в студии, разжигает эмоции, как костер, — это все-таки уже гораздо больше, чем обыкновенный эфир. Это такая программа-диагноз, без которой, похоже, телезрителей уже невозможно представить и еще труднее понять.
Мужские войны
У мужчин тоже все стабильно с выбором. Шел себе на НТВ сериал "Ментовские войны-5". Его активно смотрела мужская аудитория в возрасте от 25 до 54 лет. И показывали сериал не первый раз, а до этого, понятное дело, были "Ментовские войны" 1,2,3 и 4. Их тоже смотрели. По итогам телесезона сериал даже становился лидером по рейтингам. Но вот пятая часть закончилась. И с 1 июля начались "Ментовские войны-6". Они тоже в лидерах, как в Москве, так и в других городах страны. И доля у них снова на уровне 20%. И НТВ снова не дает забыть о себе, и все время что-то похожее и нескончаемое подбрасывает в эфир. Зрители же, судя по рейтингам, охотно на это клюют, и мужчины — прежде всего. И смотрят, и смотрят…
Например, шел "Кодекс чести-5", тоже второй показ, а до этого, как и в других случаях, еще четыре части. Потом началась премьера шестой части. Но и "Кодекс чести-6", как и "Ментовские войны-6", смотрят очень активно. И тут уже не только мужчины, но и все зрители старше 55 лет. И в Москве и в других городах страны. И их даже еще больше, чем мужчин: почти четверть от всех, включивших в стране телевизор. Так что тут тоже свой диагноз. Начиная с названия.
Заключительные серии "Штрафбата" прошли на ура. У мужчин от 25 до 54 лет, живущих в Москве, по итогам недели это самый популярный телепроект. Его на канале "Россия 1" смотрело более 22% аудитории. В других городах страны доля сериала у мужчин — выше 20%.
Во время показа, правда, случился скандал. Канал вырезал из сериала, который рассказывает о судьбе штрафных батальонов в годы Великой Отечественной войны, целые куски, якобы с ненормативной лексикой, которая звучит в разговорах штрафников-уголовников. Под цензурные ножницы попала и сцена изнасилования, от которой потом зависели смысловые повороты сюжета. О своем возмущении действиями канала режиссер сериала Николай Досталь, написал открытое письмо главе ВГТРК Олегу Добродееву.
С каким результатом закончился конфликт, неясно. Но осадок от него остался. Хотя сам сериал "Штрафбат", конечно, как был, так и остается одним из самых мощных телевизионных произведений в российском эфире. Жаль, что на канале с ним в этот раз так обошлись.
"Универсальный артист"
Еще одна премьера музыкального шоу состоялась две недели назад на "Первом канале". Оно называется "Универсальный артист". Участники проекта, восемь исполнителей, выступающих на сцене в разных жанрах: Лариса Долина, Сергей Галанин, Денис Майданов, Людмила Сенчина, Теона Дольникова, Сергей Лазарев, Варвара, Батишта. Все они каждую неделю представляют песню в новом для себя стиле. В первый раз была эстрадная, через неделю — шансон, в ближайшее воскресенье — рок. Победит тот, кто лучше всех выступит во всех жанрах, получив на этом шоу статус универсального артиста.
И вот тоже показательный пример. В прошлое воскресенье исполнение шансона оценивало жюри, в состав которого, в частности, вошли Стас Михайлов, Сергей Трофимов (он же Трофим), Люба Успенская, Игорь Саруханов.
Когда Стас Михайлов и Трофим оценивают, как поют Галанин, Долина и Сенчина, то уже даже не знаешь, что на это сказать… Но рейтинги "Универсального артиста" как раз на шансоне пошли вверх. Видимо, зрителям нравится, когда Сенчина поет про "чубчик кучерявый", а Долина про "Марусю, шалаву, которая завязала". Или когда Лазарев выступает с "Владимирским централом". Куда ж, если шансон, без централа-то…
Пока больше всего "Универсального артиста" смотрят женщины от 25 до 54 лет. Здесь доля аудитории дошла уже до 20%. Пожилые зрители тоже оказались ожидаемо неравнодушны к шансону. И у москвичей, и у жителей других городов страны старше 55 лет, показатели перешагнули рубеж в 22%.
Примечательная реакция на это музыкальное шоу "Первого" у молодежи. По стране в целом зрители от 14 до 24 лет достаточно ровно восприняли "Универсального артиста". Выпуск, где участники исполняли шансон, смотрело даже больше зрителей, чем когда пели эстрадные песни: 11% и 13% аудитории соответственно. А вот москвичи совершенно не восприняли шансон. Если "Универсального артиста" с эстрадной песней, те, кому от 14 до 24, включили весьма активно (15,4%), то второй, с "Владимирским централом", — посмотрело всего лишь около 5% зрителей. То есть на шансоне молодежная аудитория сократилась втрое. Рейтинг шоу здесь и вовсе был меньше единицы. Такое зрительское неприятие конкретного выпуска ни чем другим, кроме жанрового отторжения, не объяснишь. Вот вам и разница во вкусах не только поколений, но и тех, кто живет в Москве, и тех, кто за ее пределами.
"Дети Третьего рейха" — телевизионное событие лета
Трехсерийный фильм Татьяны Фрейденссон "Дети Третьего рейха", премьера которого состоялась на «Первом канале» 23 июня, — вещь совершенно уникальная для нашего телевидения. Такие штучные работы редки, и от того особенно ценны. Им никогда не попасть в телевизионные рейтинги на верхние строчки, но даже когда их смотрит после полуночи 10-11% зрителей, это уже хорошо. Хотя, конечно, всегда хочется, чтобы такие фильмы смотрело как можно больше людей…
Над фильмом "Дети Третьего рейха" Фрейденссон, которая является и автором сценария, и сорежиссером, и продюсером, работала больше года. Ее герои — это дети и внуки нацистов, высших чинов Третьего рейха, соратников и часто лично близких Гитлеру людей. Такому фильму, такому количеству эксклюзива, таким исповедям могла бы позавидовать любая мировая телекомпания.
Уровень этой работы настолько высок, что на час экранного времени ты просто о нем забываешь. Перед зрителями предстает глубокий, страшный, эмоциональный и жесткий материал. Каждая серия — это новые истории, новые люди. Многие из них исчезают, а чьи-то истории идут через все серии.
Одним из главных героев стал Никлас Франк, сын Ганса Франка, личного адвоката Гитлера и гауляйтера Польши, где про его приказу были уничтожены тысячи людей. Франк проклял своего отца. "Отца повесили, и славу богу", — это, пожалуй, самое мягкое, что говорит он о своем отце в фильме, посещая места, где тот был казнен после приговора в Нюрнберге.
Или Рихард фон Ширах, писатель и переводчик, сын главы "Гитлерюгенд" и внука личного фотографа Гитлера. Он также рассказывает о драме своей семьи, так и не сумев найти общий язык с отцом, отсидевшим по приговору 20 лет. Страшные исповеди, прямой монтаж, дающий возможность героям задать через экран вопросы не только себе, но и другим героям, и зрителям, и своим семьям, и своим умершим родителям.
Автор фильма даже не пытается приукрасить историю. С экрана звучит то, что, наверняка, совсем не понравится многим депутатам, обсуждающим сейчас возможность введения запрета на клевету, по их мнению, звучащую в адрес советских войск в годы Второй мировой войны. Но дочь бывшего коменданта Берлина Роземари Клауссен, крестная дочь Гитлера, не скрывает, что и спустя десятки лет с ужасом вспоминает приход русских солдат в Германию, которых она очень ждала, как освободителей. Она делится своими воспоминаниями, рассказывает о приятельнице, которая говорила ей, как русские солдаты два дня насиловали ее, 13-летнюю девочку…
Или пронзительная история Беате Ниман, которая только спустя 55 лет узнала, что ее отец, шеф Гестапо в Белграде, уничтожал заключенных, а мать знала, что хозяйка дома, в котором они жили, погибла в концлагере с их согласия. "Я жила с верой в то, что мой отец был хороший человек, что несправедливо находился в тюрьме во времена ГДР… Что он ни в чем не виноват, — говорит с экрана Беате. — А когда я увидела документы, то поняла, что нашла организатора массовых убийств. Но это знание меня не разрушило, я стала сильной и свободной".
Сила этого фильма еще и в том, что автор не предлагает свою формулу: вот это хорошо, а это плохо, вот этот — подлец, а этот — достойный человек. Даже, рассказывая о нацистах, она не делает таких выводов. В этом фильме собраны очень-очень разные человеческие судьбы. Только факты и только воспоминания от первого лица. Каждый сам делает вывод, и понимает, что он испытывает, когда с экрана сын говорит, что проклинает своего отца-нациста.
В это воскресенье на "Первом канале" выйдет заключительная серия фильма Татьяны Фрейнденссон "Дети Третьего рейха". Она целиком посвящена Герману Герингу, одному из первых лиц Третьего рейха, правой руке Адольфа Гитлера. Там собраны уникальные истории, редкие архивные фотографии и, конечно, совершенно эксклюзивные и драматические истории семьи Геринга, чьи ближайшие родственники живут сейчас в Перу и США. Не пропустите. Это надо обязательно посмотреть, несмотря на то, что фильм идет после полуночи. Такие работы остаются в памяти надолго.
РИА Новости http://ria.ru/teleweek/20130703/947446765.html#ixzz2Y33AsCSO