Internews Kazakhstan

Олег Дмитриев: «МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ - это возможность выхода в открытый мир, это возможность быть конкурентоспособным"

Cоздан:   пн, 21/07/2008 - 16:23
Категория:

Понятие МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ прочно входит в медиаиндустрию. «Конвергенция уже есть!» - это утверждение прозвучало недавно на семинаре в Интерньюсе, который проводили москвичи Олег Дмитриев и Денис Шевченко. О том, что же такое конвергенция и что нам с ней делать, мы побеседовали с профессором кафедры журналистики и связи с общественностью Московского государственного лингвистического университета, продюсером, журналистом Олегом Дмитриевым.

Толково-образовательный словарь дает два значения слова «конвергенция» и оба значения узкоспециальные: одно из области лингвистики, другое – из биологии. В обоих случаях - это своего рода совпадение каких-либо свойств. Что же такое конвергенция относительно медиаиндустрии?

Медиаконвергенцией я начал заниматься в 2006 году. Тогда эта тема была нова, хотя в России уже были попытки частного ее использования. Все о конвергенции слышали, но не знали, с какой стороны к ней подойти. В основе своей конвергенция в медиа – это термин, скорее, газетный – проникновение между разными СМИ. Впервые конвергенцию опробовали именно газетчики. Это было связано с тем, что тиражи газет в конце прошлого века неуклонно падали. Нужно было их как-то поднимать, нужно было искать новые источники сбыта. Именно эта причина заставила газетчиков думать креативно. Были придуманы другие газетные формы. Например, бесплатные газеты, выход в интернет и создание Интернет-версии. Задача нововведений заключалась в рекламировании основной газеты. А с развитием мультимедийности, с развитием аудио-, видео-файлов, газеты стали задумываться о том, чтобы вывешивать видеролики, помещать аудиоисходники на сайт, что значительно повысило утилизацию всего материала. Т.е. весь материал, который журналист собрал, может быть представлен целевой аудитории. Например, сняли интервью по вопросам загрязнения города, сделали материал и тут же пристегнули звуковой файл: «А если вы хотите послушать полностью интервью с Иван Иванычем Ивановым, то вы можете послушать его на сайте». Таким образом, даже исходники приносят пользу. Раньше мы их скачивали и потом выбрасывали, а если их оцифровать, то они могут храниться долго и принести какую-то пользу. Допустим, фотограф снял 25 классных фотографий, а нужно всего две. Сайт позволит сделать целую фотогалерею. Интернет-версия – это не только расширенная редакция газеты, но получается такая «Газета+». То же самое может делать и телекомпания в маленьком городе.

Что, по вашему мнению, включает понятие МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ применительно к региональному телеканалу?

Для регионального телеканала – это возможность выхода в открытый мир, чтобы весь мир мог смотреть видео, слушать аудио на вашем сайте. Это возможность быть креативным и конкурировать со всеми хорошими сайтами в мире. Хотя за этим стоит большая ответственность и сложность. Потому что писать надо очень-очень просто. И главное, этот мультимедийный контент можно очень хорошо продавать. Это уже делают в Америке и Европе. Американская телекомпания «Fox News», информационное агентство «Royters», например. Перед каждым роликом они зашивают в него рекламу. Такая мультимедийная реклама возможна. Но делают они это не с первого ролика, а, допустим, с четвертого, т.е. заманивают, как в казино. Это новая область в рекламном бизнесе. Реклама есть на телевидении, реклама может быть и в интернете.

Информационное агентство «Royters», в рамках конвергенции создало свою видио-службу. Пользуются конвергенцией и агентство РИА-новости, и контент-провайдеры. Например на сайте Сorbina.ru есть раздел «corbina.tv», где и Гришковец видео выкладывает, и Таратута ведет программу.

Повышается ли эффективность рекламы в мульмедийной среде?

Бесспорно, и очень значительно. Вы можете рекламироваться с помощью SMS, веб-сайта, с помощью интернет-рассылки. На западе сейчас становится популярна визуальная радио-реклама. Сейчас в Британии стали выпускать цифровые приемники, на которых есть шкала и маленький экранчик. И когда идет реклама продуктов, к файлу МР3 пристегивается файл JP. Таким образом, развитие техники накладывает отпечаток на то, что происходит в медиаиндустрии. Те же устройства iPod. Например, читатели газеты «Файненшинал Таймс» скачивают новости биржи и слушают их по дороге на работу.

Реклама может быть самой невероятной и неожиданной. Например, уважаемое агентство «Рейтерс», помимо того, что делает видео, собирает рекламу, еще и принимает участие в популярной онлайн-игре Second Life (Вторая жизнь). А суммарная аудитория этой игры уже сейчас достигает 42 млн человек.

Какие проблемы возможны при слиянии различных медиа? Как упростить процесс слияния?

Основная сложность - сами журналисты. Они – люди творческие. А здесь нужно и кнопки нажимать, и камерой пользоваться, и знать основы видеосъемки и даже монтировать иногда при помощи каких-то монтажных программ. А сторонники «чистого пера» зачастую боятся или считают, что эта работа их не достойна. Да и людей в солидном возрасте пугают все эти новшества. Но, тем не менее, надо понять, что таким образом журналистская информация будет эффективней использоваться. Вот вы написали текст, озвучили в эфире, и больше его никто не увидит. А если вы набрали его на компьютере и вывесили на веб-сайт, тогда эффективность его возрастает. Текст прослужит гораздо больше, чем вы рассчитываете. Скажем, вы сняли репортаж о битве богатырей в ролевых играх и вывесили на сайте телекомпании. Проблемы с видео – вывесили фотографии. Может случиться так, что где-то далеко, в какой-нибудь провинции Анталии сидит человек, в хорошем смысле помешанный на ролевых играх, и смотрит вас. Он вполне может вам написать. Вы тем самым расширяете свои границы. Вы никогда не знаете, куда попадет ваш сайт. Например, когда на Лондонском радио греческая община вышла в интернет, я был у них в студии и был изумлен, что звонки во время прямого эфира были из Марокко, из Лос-Анжелеса. Или сейчас, например, московские рок-клубы, анонсируя выступления рок-групп, вывешивают на You Tube видео-анонс.

Еще одной сложностью для региональной телекомпании является выделенный интернет. Необходимо иметь отдельную интернет-линию.

Претерпевает ли изменения работа службы новостей?

Интернет помогает предвосхищать новость, анонсировать ее и следить за ней весь день. Также в качестве новости можно использовать контент, который генерирует сама аудитория. Например, кто-то что-то снял, кто-то что-то написал. Открывайте рубрики «Народный корреспондент», «Мобильный репортер». Этот контент важен. Его можно разместить на сайте, его нужно поощрять. Все это привязывает вашу аудиторию к телесмотрению.

Учет каких параметров медиаисследований необходим в процессе конвергенции?

Прежде всего, это исследование аудитории, конечно. Нужно в каждом случае построить модель медиапотребления. В результате анализа того, как ведет себя аудитория, скажем, в Москве, мы понимаем, что «среднестатистический офисный потребитель» с утра радио слушает либо телевидение смотрит; едет на работу – опять радио, реже – мобильный; на работе(большая часть суток) – Интернет, вечером – телевидение. Так ведет себя большинство «офисной аудитории». Интернет сегодня очень популярен. Это, конечно, не панацея, но вполне реально. Телестанция, которая имеет радиостанцию, интернет-версию – сайт, по сути дела, покрывает потребности аудитории.

Также важно поведение аудитории. Сейчас народ, особенно молодой, хочет получать информацию бесплатно, желательно на ходу и сразу – такой фаст-фуд. Лучше в удобной форме, а еще лучше все сразу – американский комбинированный обед: гамбургер, картошка и т.д. Очень важно учитывать аудиторию по половой принадлежности. Например, где-то больше женщин, где-то мужчин. На это надо обращать внимание. Чем более нишевую аудиторию вы выбираете, тем лучше.

Необходимо изучать аудиторию. Кто ваши потребители? Как они живут, как они работают и как строится их рабочий день, где они сталкиваются со СМИ и как они потребляют СМИ? Вот такого рода исследования интересны. Т.е процесс медиапотребления в течение одного дня в отдельно взятом городе.

По большому счету, конвергенция удовлетворяет потребность потребителя в информации, подобранной под себя. Каждый формирует свое и выделяет в отдельный пакет. Конвергенция – это возможность дать целевой аудитории сформировать что-то свое из множественного выбора.