Internews Kazakhstan

Ирина Кемарская: "Редакторами становятся люди с чувством справедливости"

Cоздан:   пт, 29/02/2008 - 15:31
Категория:

В чем специфика работы телевизионного редактора, каков круг его обязанностей, как стать профессиональным редактором, - об этом мы попросили рассказать сценариста, шеф-редактора, тренера, автора одного из самых популярных изданий по теории и практике современного телевидения, книги «Телевизионный редактор» Ирину Кемарскую.

Кемарская Ирина Николаевна - Лауреат телевизионной премии ТЭФИ, Академик Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР), Член Союза Кинематографистов России, Шеф-редактор первого российского ток-шоу «Старая квартира», Редактор первого выпуска реалити - шоу «Последний герой», Автор документальных портретных фильмов для каналов «Первый» и «Культура», Главный рецензент национальной программы обмена региональными телесюжетами «Провинция» (2003 – 2007), Автор мастер-классов и тренингов по работе ТВ-редакторов и созданию телепрограмм В настоящее время - Главный редактор и руководитель Учебного центра компании «ТелеФОРМАТ» (Москва), Старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

Ирина, само понятие редактор на телевидении несколько лет назад начало размываться, в Казахстане: в одних редакциях редакторами называют всех журналистов, в других - редакторов сменили продюсеры. Что вы вкладываете в понятие «редактор»?

В понятие "редактор" я вкладываю определенный смысл. В российской телевизионной практике редактором называют человека, ответственного за содержание передачи и за экранное воплощение этого содержания. То есть редактор отвечает за все слова, звучащие или написанные в программе, а также за то понимание, которое возникает у зрителя в результате просмотра "картинки". Если закадровый текст говорит о любви к животным, а в кадре в этот момент кто-то тянет кота за хвост, то задача редактора - сделать так, чтобы слова и изображение не противоречили друг другу, чтобы было ясно: мы за животных, или против них. Продюсер отвечает за то, чтобы программа была максимально рейтинговая, чтобы ее посмотрело как можно большее число зрителей, а редактор - за то, чтобы программа была максимально правильная. Это разные вещи. Задача редактора - не допустить в программе ошибок.

Журналист, если он один делает всю передачу, может называться редактором, потому что он сам и придумывает, и проверяет, что у него получилось. А вообще "редактор" пришел и в Россию, и в Казахстан из советского телевизионного пространства, на котором продюсеры еще не водились. Редактор на телевидении - это уникальное профессиональное явление, которое в скором времени может исчезнуть, его заменят исполнительные продюсеры.

Есть мнение, что редактор работает исключительно с текстами, но вы в вашей книге «Телевизионный редактор» пишите, что редактор «и интригу придумывает и о картинке думает». Получается, что редактор все-таки работает не только с текстом?

Редактор работает с героями, с сюжетом, с мотивацией команды. Кроме этого, в оставшееся время, редактор работает с разными типами текстов:

первый - текст сценария или сценарного плана, который придумывает он сам (редактор), если он является автором программы;

второй - аналогичный текст сценариста (если на программе есть сценарист), который редактору приходится улучшать - исправлять, переписывать и т.д.;

третий - звучащие синхроны героев, которые редактор монтирует по звуку, т.е. расписывает и собирает в иной последовательности, имитируя живые диалоги;

четвертый - закадровый текст, который редактор пишет до или после монтажа, проверяет и иногда сам наговаривает на озвучании;

пятый, шестой и т.д. - тексты анонсов, аннотаций, титров, создавать которые также обычно входит в обязанности редакторов.

Редактор в современном понимании его функций является хранителем и носителем ф о р м а т а программы, то есть ее уникальных признаков.

Ирина, вы работали над одним из первых в России реалити-шоу «Последний Герой», тогда этот жанр был на взлете, сейчас на слуху больше всего реалити-шоу «Дом-2». Как вам кажется, как дальше будет развиваться этот жанр? Каковы перспективы его развития?

Реалити-шоу развиваются сейчас параллельно с разного рода игровыми и полуигровыми сериалами. И, похоже, они успешно дополняют друг друга. Одна и та же мелодрама может быть представлена как в "мыльной опере", так и в реалити-шоу. Истории о том, как двое влюбленных никак не найдут общего языка, или как мама хочет понять ребенка, или как девушка боится первого свидания, могут конструироваться в разных жанрах. Реалити-шоу постепенно занимает нишу документального кино, потому что в реалити "все по-настоящему", здесь и сейчас. А в документальные телепрограммы все больше попадает вымысла, докью-драмы, возможных, но не достоверных поворотов сюжета. Такие каналы, как ТНТ, специализируются на реалити-шоу. И у этого жанра есть будущее, потому что в нем сплетены игра, и подсмотренное документальное повествование одновременно. Зритель верит непритязательному буквализму реалити-шоу больше, чем даже новостной программе.

Вы долгие годы сотрудничали с проектом «Провинция», в котором были представлены и сюжеты из проекта «Интерньюс» в Центральной Азии – «Открытая Азия». Как вам кажется, можно ли говорить о какой-то своей телевизионной школе в Азии, есть особенности у наших материалов?

Безусловно, можно. Я уже не раз писала о том, что "Открытая Азия" была в числе моих фаворитов, любимых участников обмена. В их работах обязательно присутствовало сильное человеческое начало. И именно герой был центром истории. Вокруг героя выстраивался интересный антураж, но герой был главнее, чем то, что его окружало. И всегда в сюжете затрагивалась общественно значимая проблема, у которой, может быть, не существовало мгновенного решения, но зато она исследовалась честно, с разных сторон. Сюжеты "Открытой Азии" были в гораздо большей степени объективными, чем многие другие работы "Провинции". Например, очень горькая и пронзительная история прекрасного врача-гинеколога, которому запрещают практиковать в маленьком городе мужья - главы религиозных семей, чьих жен он не раз спасал во время родов. Или трогательный рассказ о том, как городские власти поженили двух нищих - старика и старуху, справив им свадьбу и подарив крохотный домик, где эта пара и стала жить, всячески защищая и оберегая друг друга. Пятиминутный хронометраж давал возможность делать не зарисовки, а полноценные очерки, искусство создания которых уже практически утеряно на многих каналах.

Ирина, вы проводили и проводите семинары для людей, которые стремятся стать редакторами, насколько сложно учить редактировать? И какими первоначальными навыками должен обладать человек, чтобы стать профессиональным редактором?

Профессиональным редактором может стать человек, который готов взять на себя ответственность за произведение, создаваемое группой. Но этого мало. Эту ответственность ему должна делегировать группа - причем не вынужденно, а по доброй воле. Другими словами, редакторами становятся люди, которым доверяют другие, доверяют их вкусу, знаниям и чувству справедливости. Несправедливый человек никогда не станет хорошим редактором.

С наилучшими пожеланиями и приветами всем друзьям в Интерньюс - Казахстан и в телекомпаниях, с которыми я работала и продолжаю работать.