Internews Kazakhstan

ТАИНСТВА ПРОДЮСИРОВАНИЯ

Cоздан:   ср, 17/10/2007 - 16:20
Категория:
Тэги:

С 28 июля по 6 августа в рамках образовательных программ «Internews Казахстан» в Алматы был проведен тренинг по продюсированию спецрепортажа. В качестве тренера был приглашен специальный корреспондент информационно-аналитической программы «Неделя» телеканала «РЕН ТВ» Вячеслав Николаев.

Вячеслав Николаев является лауреатом телевизионной премии «ТЭФИ», премии Союза Журналистов  РФ "Золотое перо",  всероссийских конкурсов "Время действовать", "Время местное"  - за лучший спецрепортаж и журналистские  расследования. Преподавателем школы журналистики Internews в Москве, Азербайджане, Грузии, Армении, Казахстане,  Таджикистане, Узбекистане и Киргизии.

Во время своего пребывания в Алматы он дал интервью журналу «MASSMEDIA».

«Я задействовал все ресурсы, которые у меня были: политиков, журналистов, фиксеров – это тоже продюсер, только полевой, который помогает на месте, а есть продюсер линейный, который сидит в Москве, в редакции».

Мы можем бесконечно долго восхищаться актуальными и яркими репортажами российского  ТВ, пересказывать скандальные заявления героев сюжетов, копировать манеры коллег-журналистов. А дальше? Дальше продолжать «пролистывать»  отечественные телеканалы, безразлично пропуская местные серые новости, а на работе  создавать шаблоны. Вячеслав Николаев,  специальный корреспондент информационно-аналитической программы «Неделя» (телекомпании «Рен-ТВ») докажет любому, что успех репортажа вовсе не в сверхъестественном таланте его автора. Магия телевидения сегодня заключается в профессиональных технологиях, владеть которыми уже давно пора и казахстанским СМИ. 

Вячеслав, вы приехали в Казахстан, чтобы провести тренинг по продюсированию специального репортажа. Почему сегодня это актуально?

В последние несколько лет на федеральных российских каналах это самая востребованная профессия. Найти работу журналисту гораздо сложнее, чем продюсеру. Продюсеры востребованы на НТВ, на «Первом», на «России», на Рен-ТВ. Любое новостийное производство на  федеральном канале невозможно представить без большой армии продюсеров. Чем сложнее задача у журналиста, например в программе «Профессия репортер», тем больше продюсеров могут на него работать.

Чем же они занимаются?

Это универсальные солдаты, универсальные помощники журналиста. Они представляют себе, как выглядит сценарный план материала, они разрабатывают этот материал по героям. Они этих героев находят,  договариваются с ними. А от качества этих героев зависит поворот темы, зависит весь репортаж. Они могут придумывать стендапы корреспонденту, ездят на съемки и снимают все то, что журналист не успевает.

Получается, они едят хлеб журналистов?

Или наоборот его пекут!

Только потому, что журналист не может физически справиться с большим объемом работы?

Это одна из десяти причин для того, чтобы эта профессия существовала: 1) у журналиста не хватает времени, 2) у него не хватает ума, 3) у него не хватает таланта разговорить людей. И, и, и, и..... У журналиста не может быть сто рук. Ему нужен человек, который будет подносить снаряды, от этого зависит 50 процентов успеха репортажа. Найдет он хорошего героя – получится материал, не найдет - не получится. Уговорит он Рахата Алиева давать интервью в Вене - будет шикарное расследование о том, что произошло в Казахстане. У меня в Ливане в прошлом году во время войны была уникальная ситуация. Единственный журналист, которому президент страны дал интервью, был я.  

Почему?

Потому что у меня был хороший продюсер. Он две недели «бомбил» пресс-службу президента Ливана, вдруг там что-то такое срослось, и мы получили приглашение на съемку. Я задействовал все ресурсы, которые у меня были: политиков, журналистов, фиксеров – это тоже продюсер, только полевой, который помогает на месте, а есть продюсер линейный, который сидит в Москве, в редакции. Он держит в голове весь план твоего материала и помогает тебе из Москвы. Он «бомбит», шлет факсы, подтверждает, что ты такой есть.

Как все это можно применить в Казахстане?

В первую очередь, нужно адаптировать к опыту работы региональных телекомпаний. На республиканских каналах у вас уже есть продюсеры. Они могут называться по-другому, например, координаторами. Функции продюсера может совмещать главный редактор. На своем тренинге мы объясняем работу некоей универсальной модели продюсирования информационных медиа. Этот семинар - калька американского тренинга, на котором учился я. И американцы сами признаются, что по-другому не умеют, для них это единственная возможная модель информационного телепроизводства.

А в Казахстане, прежде чем что-то продюсировать, есть что продюсировать?

Конечно, есть! Будь у вас больше продюсеров, которые бы эту работу могли брать на себя, ваша степень проникновения в информационное пространство и вовлеченность этого пространства в область медиа была бы глубже. И не важно, как их назвать, хоть баурсаками. Вы бы стали ближе к вашим героям, к людям, экран бы задышал. Среди ваших 15 миллионов есть один – два миллиона казахстанцев, достойных медиа.  Просто телевидение о них не знает, оно с ними еще не познакомилось.

Как и где нужно искать своего героя?

Когда я говорю про степень проникновения, я знаю, что в Казахстане очень мало работают с ЖЖ (прим. автора: «живой журнал» – сетевые дневники), с блогами, с картинкой, которая живет в Интернете, с частным видео, с альтернативными источниками информации, которые вы не рассматриваете как источник информации. Мы часто ищем героев, просто закидывая в ЖЖ  сообщение: «Ребята, а нет ли у вас среди знакомых такого героя, который сидит в тюрьме и при этом разводит фиалки?» Два-три дня - и у тебя появляется такой человек.  Это обычная история. У всех наших продюсеров активная жизнь в ЖЖ, они там общаются с миллионом разных людей. Вы не можете найти, мы не можем найти, а самые умные продюсеры могут. Они  сидят в сотне асек, переписываются со всякими чудиками, у которых есть знакомые знакомых и так далее.

Интересно, продюсеры - это бывшие журналисты, которые переквалифицировались?

Нет, это отдельные люди с журналистским или околожурналистским образованием. На самом деле, гигантское количество продюсеров мечтает стать журналистами. Они закадровые люди и очень хотят попасть в кадр. Но есть люди, чьи амбиции лежат не в кадре, а в телевизионном менеджменте – они управленцы. Раньше журналистам платили однозначно больше, чем продюсерам, сейчас наоборот. 

Я в этом ТВ сезоне объездил 13 стран. Вот один из примеров: ты прилетаешь на три дня в Польшу. Тебе надо снять историю на 7 минут - почему полякам не нравятся памятники советской эпохи. По плану тебе необходимы: семья - он поляк, она русская, при этом они должны готовить мясо, потому что этот материал выходит на фоне мясного скандала с Польшей. Тебе нужен ортодоксальный польский политик-антисоветчик, тебе нужен представитель культуры - режиссер Кшиштоф Занусси, несколько городов, в которых хотят снести памятники, сами памятники и сами люди. Нужны поляки, которые наоборот заботятся о русских захоронениях, и нужно мнение польских студентов как молодежи. Вот ты вылетаешь в Польшу, ничего этого не имея, а там три дня. И как?

Не знаю…

И я не знаю, но у меня все это было в сюжете.

Чтобы уговорить человека, что используется, кроме лести?

По-разному, иногда шантажируешь. В моей практике было два интервью за деньги. Как правило, это западные звезды, люди, которые на этом зарабатывают. Когда речь идет о каком-то конфликте, я считаю, что интервью за деньги не совсем достоверно.

Чтобы у нас внедрить штат продюсеров, необходимо вводить и дополнительную статью расходов?

Любой медиа-менеджер будет рассуждать об эффективности расходов. Ну и пусть считают, насколько вырастет эффективность их медиа-ресурса, их информационной службы от инвестиций в продюсеров. А это к тому, что канал будет интересней других, к росту рейтинга. Нам проще объяснять своему руководству эффективность вложений, потому что у нас один процент нашего рейтинга стоит определенных денег  - сразу реклама начинает стоить дороже.

Как вы строите занятия на своем тренинге, какой результат ожидаете в итоге?

Мы переносим опыт работы программы «Неделя» на «Рен-ТВ», и 90 процентов информации - это наши наработки, то, как мы умеем. Ребят мы делим на пары: кто-то продюсер, кто-то журналист, потом они меняются. В начале тренинга мы сняли короткий репортаж, а в конце семинара готовим целую программу - как подведение итогов недели.

И как реагируют журналисты на вашу технологию?

Всем ужасно интересно, они задают вопрос: «Когда мы сможем это применить у себя на канале на практике?».  Мне кажется, польза в одном, и она самая главная –  меняется представление о себе в профессии и о профессии, как таковой. Даже если ты не будешь никогда продюсером и не хочешь им быть, но ты представляешь, что делает продюсер, работая над твоим материалом, это уже хорошо. Журналисты понимают, что нужно сделать, чтобы добиться максимально хорошего материала, как нужно разговаривать с собеседниками, как нужно добиваться интервью, как нужно работать. Даже если ты будешь работать один, без продюсера. А если ты продюсер, то ты точно знаешь, что нужно журналисту.

Так кто же главный: журналист или продюсер?

А еще есть редактор! И еще есть директор программ! У нас нет главных – это симбиоз, это паразитирование друг на друге ради отличного результата.

Автор – Анастасия Тарасова