Internews Kazakhstan

Как стать хорошим журналистом-международником

Cоздан:   чт, 31/03/2011 - 10:35
Категория:
Тэги:

Media-Day.ru публикует перевод статьи с украинского ресурса «Медiа грамотнicть» о важности формирования базы источников, сотрудничества с МИД и знания истории. Своими профессиональными секретами поделились экс-работники международного отдела службы новостей украинского телеканала Интер.

Формируйте базы источников, изучайте и анализируйте их

Ценность каждого журналиста во многом определяется количеством и качеством его связей. Для международника в существующей ситуации связи с реальными людьми на местах в большинстве случаев заменяется базой интернет-источников, откуда можно взять информацию. Из потока новостей выделяете интересные сайты, сортируйте их по наличию оригинального контента. Это кропотливая работа, которая не прекращается никогда.

Сформируйте по каждой теме или региону «топ» источников, которым вы доверяете больше —  их читать первыми. Добавьте к своему каталогу также локальные издания, тематические блоги — они могут первыми сообщить новость или опубликовать интересные подробности и свидетельства очевидцев. Новость должна быть подтверждена из нескольких независимых друг от друга источников — это стандарт качественной журналистики.

Анализируйте и сопоставляйте эти источники, сделайте для себя каталог ссылок в избранном браузера или базу данных, оформите его в блог-постинг, в которых легко ориентироваться по тегам. Периодически делайте бэк-апы.

Главными критериями для отбора источников могут быть:

1. Приближенность источника к месту происшествия, его уникальность.

2. Оперативность, периодичность обновления.

3. Степень аналитики и осведомленности.

4. Идеология источника, близость к власти или оппозиционности, степень незаангажированности.

5. Степень влиятельности, известности в конкретной стране, регионе.

Такая база очень поможет во время командировок — стоит лишь записать избранное браузера на флешку или сделать экспорт рассылок ридера в xml-файл.

Пишите по первоисточникам.

Сформировав базу, пользуйтесь ею. Она станет тем, что реально будет отличать вас от большинства журналистов, не имеющих такой базы и пользующихся только общеизвестными источниками. Так, авторитетные международные информационные агентства вроде Assosiated Press, Reuters, AFP считаются образцовыми, однако:

во-первых, у них своя информационная политика, которая может не всегда совпадать с вашей. Если посмотреть на видеоновости Reuters о Колумбии, жизнь там состоит из автобусных аварий, паводков и изъятия партий кокаина — вас же могут интересовать другие темы;

во-вторых, у стран-учредителей СМИ могут быть исторически обусловленные интересы в этих странах, и они будут подавать информацию в определенном ключе и под определенным углом, тогда как с Украиной картина может выглядеть совсем иначе;

в-третьих, по известным источникам будут писать большинство ваших конкурентов, а одинаковые сюжеты и статьи раздражают аудиторию и вызывают нарекания на журналистов в целом;

в-четвертых, крупные агентства подгоняют информсообщения под свои форматы, в которых могут потеряться интересные детали и слишком упроститься картина событий в целом.

Ознакомившись с локальными источниками, журналист может взглянуть на событие глазами людей, которых это событие затрагивает непосредственно. Это поможет избежать искажения информации и подачи ее с позиции западных держав, вы не нарветесь на ноты протеста из посольств, которые обычно отслеживают статьи и сюжеты о своих странах.

Не повторяйте чужие месседжи

Самый легкий способ представления международных событий — начитаться источников и перевести их своими словами. Репортер, который работает с местными политиками, относится к ним критически и понимает, что их словам часто нельзя верить и надо читать между строк. К зарубежным политикам и другим деятелям мирового масштаба доверие подсознательно больше. На самом деле к ним следует быть еще критичнее, ведь для них ставки еще выше. Внимание мира выхолащивает формулировки в их выступлениях, поэтому искать смысл между строк придется еще тщательнее. Но хороший международник тем и отличается от плохого, что видит геополитические изменения не на уровне деталей, которые скармливают обывателям, а на уровне идей, которые планируют политики.

Изучайте иностранные языки

Нельзя быть хорошим международником без хорошего знания английского. Весьма желательно владение хотя бы на среднем уровне еще одним-двумя языками международного общения. Это прежде всего немецкий и французский — языки, на которых общаются политики европейских стран. Испанский, арабский и китайский дадут вам значительную фору в соответствующей специализации.

Приучитесь пользоваться Google для перевода с незнакомых языков. Уровень перевода обычно достаточен для того, чтобы получить общее представление о содержании материала.

Читайте в оригинале книги, смотрите фильмы с субтитрами на языке оригинала, развейте в себе привычку заглядывать в словарь за каждым неизвестным словом. Лучший онлайн-словарь для тех, кто владеет русским — multitran.ru.

Свяжитесь с посольствами

Ходите на еженедельные брифинги в МИД — они могут быть скучными, но там вы познакомитесь с дипломатами, через которых можно получить информацию, которая вас интересует. По результатам продолжительного и успешного сотрудничества с МИД, его пресс-центром и дипломатическими представительствами можно обратиться к ним за помощью по срочному оформлению визы или за содействием в работе за рубежом. МИД — высшая инстанция для посольств Украины в других государствах, а работники посольств могут быть очень полезны в получении информации и доступе к людям, помощи при организации вашего передвижения по неизвестной вам стране. Дипломаты иностранных представительств могут по вашей просьбе озвучить официальную позицию их государства относительно того или иного события, предоставить информационные материалы, сориентировать относительно дополнительных источников информации.

Желательно ставить в известность отечественных дипломатов о своем пребывании в стране в случае, если журналистская работа будет связана с опасностью. Иногда встречаются случаи, когда посольство слишком заботится об украинских журналистах и даже пытается использовать их появление у себя для создания пиар-материалов о своей работе, интервью посла и т. д. В этом случае журналист должен сам определять, нужно ли это ему или нет, и стремиться не попадать в зависимую ситуацию, которая не позволит выполнить главную задачу. Обычно все же сотрудничество с посольством может принести гораздо больше пользы, чем препятствий.

Подписывайтесь на рассылки официальных ведомств

Создайте в почте метку для сообщений от официальных структур, посольств — или по метке на каждую структуру, или по метке на страну или тематику — и с помощью фильтров направьте туда рассылки. В среднем 79—80% таких сообщений не достойны внимания, однако остальные, прочитанные оперативно, могут стать поводом для статьи или сюжета — вы будете раскручивать тему параллельно с журналистами New York Times, тогда как плохой международник возьмется за нее, лишь прочитав перевод статьи Times в ИноСми. ру.

Специализуйтесь

Глубоко знать все аспекты политики и экономики мира и связи между ними нереально по крайней мере в первые несколько десятилетий сбора данных. Поэтому лучше выбрать себе специализацию по региону (Европа, Азия, Ближний Восток, постсоветские страны и т. д.) или тематике (вооруженные конфликты, глобальные экономические тенденции, европейская и евроатлантическая интеграция и др.). От международника традиционно требуется ориентироваться во всех главных мировых событиях, но на уровне анализа нужно выбрать какую-то часть из них.

Изучайте историю и традиции

Не ограничивайтесь слежкой за текущими новостями. Углубляйте свои знания по истории и традициям отдельных стран. Многие события, происходящие сегодня, являются продолжением процессов многолетней, а иногда и многовековой давности. Хороший международник должен быть осведомлен о том, что предшествовало событию — глубокий бэкграунд позволит понять ее значение в исторической перспективе, спрогнозировать последствия и сделать выводы. Плохой международник лишь пересказывает события и ретранслирует месседжи, не помогая своим читателям или зрителям разобраться в сути событий и понять логику формирования истории.

Изучение культурно-психологических черт и особенностей отдельных наций и стран позволит международнику легче находить общий язык с их представителями, понимать причины их действий, поступков, откроет понимание, почему событие внутри страны воспринимается по-другому, чем странами-соседями и, например, чем будет воспринята в Украину. В командировке знание истории, традиций, этических норм и основ языка поможет сделать лучший материал, а иногда — и спасти от серьезных проблем.

Источник: Media-Day.ru