Internews Kazakhstan

Изображение на упаковке Ерошки не нарушит закон о рекламе?

Cоздан:   пн, 16/11/2009 - 15:34

Есть продукт - семечки подсолнуха жаренные. Называются "Ерошка". Можно ли на упаковке использовать рисунок пацана (Ерошки)? НЕ подпадает ли это под запрет на использование несовершеннолетних в рекламе, кот. прописан в законе о рекламе? Или это вообще другое. Это же по идее товарный знак. Хоть это товар и не для детей, но он не исключает использования его детьми.

Ответ

Согласно статье 15 Закона РК «О рекламе» «При производстве, распространении, размещении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их доверием и отсутствием у них опыта не допускаются:
…5) визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам (работам, услугам) для несовершеннолетних».

Из содержания данной нормы вытекает, что запрет распространяется на использование в рекламе изображения живых детей, чтобы защитить их от злоупотребления их доверием.
Эта норма появилась в законодательстве не случайно - наше государство ратифицировало Конвенцию о правах ребенка, в которой четко прописано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
В вашем случае использование рисунка пацана Ерошки не будет рассматриваться как нарушение ст. 15 Закона о рекламе.
Есть другая проблема, которую несет в себе ст. 15 Закона о рекламе. Законодательство РК не содержит каких-либо четких критериев, позволяющих отнести те или иные товары (работы, услуги) к товарам (работам, услугам) для несовершеннолетних.
А на практике этот вопрос решается каждый раз по-разному. Ниже представлены извлечения из статьи «Между строк. В Казахстане уже 5 лет действует запрет на рекламу с участием несовершеннолетних» Алины Бекировой, Алматы (http://www.zakon.kz/131382-v-kazakhstane-uzhe-5-let-dejjstvuet.html):
«В частности, не так давно для одной из крупнейших казахстанских компаний, производящей молочные продукты, был отснят новый рекламный видеоролик с участием детей.
Поскольку в Казахстане законом «О рекламе» прописано государственное регулирование данной деятельности, эти ролики в итоге к прокату не допустили, сославшись на статью 15, а именно на пункт о запрете «использовать детей в рекламе продуктов, которые не имеют непосредственного отношения к несовершеннолетним».
– Мы руководствовались тем, что творог – товар для всей семьи. Значит, и для детей тоже, – пояснил бренд-менеджер этой компании Дильшод Буранов. – Но, откровенно говоря, те официальные ответы, которые мы получили от госструктур, в том числе Генпрокуратуры и Министерства юстиции, не содержали ответа, что именно является детским продуктом. Да и сам закон написан так, что в нем нет конкретики, что есть продукт для несовершеннолетних, а что нет.
При этом Дильшод Буранов сообщил, что «российские производители у нас на свои товары предоставляют сертификаты из головных офисов в России, поясняющие, на какой возраст рассчитан продукт».
– Но мы, казахстанские производители, не сертифицируем в таком ракурсе, потому что в нашей стране это не принято, – отметил бренд-менеджер.
Каково же было удивление юристов этой компании, когда они увидели рекламу своего конкурента, в которой фигурировал ребенок!
Вывод здесь напрашивается один: в нашей стране любой закон, регулирующий ту или иную сферу деятельности, суров и работает избирательно. Но поскольку наше законодательство и в этой области трактуется так, как удобно тому или иному чиновнику при наличии ряда факторов, то реклама (с участием ребенка) одного производителя молока запрещена, а аналогичная реклама его конкурента до сих пор не изъята из проката».

Юрист Интерньюс