Internews Kazakhstan

Утренний эфир. Размышления после семинара

Cоздан:   чт, 01/10/2009 - 11:18
Автор:   Ольга Каплина

В конце сентября Internews проводил семинар для программных директоров http://www.internews.kz/newsitem/22-09-2009/8988 Тренером на этом семинаре был Алексей Зотин/ Алексей много говорил об утреннем эфире, так что мне захотелось сделать что-то вроде конспекта и написать и свои мысли об утреннем эфире. Поехали.

Для утреннего эфира телеканала Эфир (Казань) Алексей вывел 5 слагаемых успеха:
1. Местные новости
2. Погода
3. Полезные советы
4. Экономические новости
5. Точное время

Все рубрики короткие до 3 минут. Никаких клипов – люди уходят. Через 45 минут-один час утро можно повторять, никто больше 45 минут утром не сидит у телека, то есть аудитория обновляется и можно по новой. Ведуший работает в прямом эфире все время, подводки меняются.

Погоду на Эфире делают двух видов. Одна погода на вырезании (инкрустация, хромо, как удобно называть ) на узнаваемых утренних планах города + диктор рассказывает о всяких народных праздниках приметах. Второй вариант – о погоде рассказывает местный этнограф, который рассказывает не только погоду, но и байки об истории города.

Из собственных наблюдений. На телеканале «Алматы» делают погоду с помощью людей из города, им раздали градусники, или они у них были, и теперь это народные корреспонденты, которые сообщают погоду + новости и полезную информацию в прямом эфире по телефону.

Далее. Экономические новости в утреннем эфире представляю собой информации о «повседневном потреблении», если умнО говорить или цены, если проще это сказать 
К примеру, в понедельник – изменение цен на основные продукты питания, во вторник цены на бензин, в среду – цены на недвижимость, в четверг – все это касается кредитов, погашение, и т.д, ну и в пятницу – ценные бумаги, паевые фонды и т.д.

В «Утре» на эфире (кстати, мне понравилась идея Алексей, не заморачиваться и назвать утро утром ) есть постоянные и еженедельные рубрики.

Полезные советы - как оттереть пятно, как за пять минут навести красоту, как приготовить быстро кашу – в общем, советы могут быть какие угодно и о чем угодно. Эти сюжеты в основном Алексей покупает у других телекомпаний. Мы, кстати, в Казахстане этот вопрос могли бы решить с помощью ТВ-обмена.

Гороскоп. На эфире сделано очень просто – наговор за кадром на графике. На Алматы делали гороскоп совмещенный с завтраком – простые блюда, которые можно приготовить на завтрак + гороскоп. (Правда, производство, конечно дороже обходится).

Билетик в кино. Это розыгрыш билетов. На улице снимаем трех – четырех человек (они нас видят, но мы не объясняем, для чего снимаем), кто из них первым дозвониться в эфир, получит два билета в кино.
Рубрика - Хочу передать привет! Выгородка устанавливается в центре города или в супермаркетах (за это с них берем деньги) и люди получают возможность передать привет, с добрым утром поздравить и т.д., в общем создают утреннее настроение.

Мобилизация – видео с мобильных телефонов. Приславший интересное видео получит гонорар.

Кроме этого, по мнению Алексея, утро это прекрасная возможность заработать деньги на мелких проектах, рубриках. Они это делают так.
Ежедневная рубрика Потери-Находки. Телеканал дает два телефона – один для тех, кто что-то потерял, второй для тех кто что-то нашел. Информация о потерях в эфире – платная, информация о находках в эфире бесплатная. На каких-то находках-потерях к примеру, собак, могут быть фотографии. Рубрика тоже очень короткая. Ведущий в струдии говорит о потерях-находках, если есть фото перекрывается, телефоны людей на экране. На этом канал еще денюжку зарабатывает.

«Свадьба», снимаем брачующиеся пары, тех, кто собирается пожениться, Для них все бесплатно, в рубрику размещается много рекламы – цветы, кольца, платья, в общем, все что собираем, часто в рекламе те же пары, про которых рассказываем, то бишь получаем бесплатных моделей для съемок.

Есть в утре на Эфире и гость. Они вообще очень интересную схему работы с гостями выбрали, в общем они приглашают в гости простых людей, не чиновников, которые типа должны на вопросы отвечать, а просто нормальных людей, которые рассказывают о своих достижениях (в утре), проблемах вечером. Для вечера, может быть, это вопрос спорный. Для утра, безусловно, классный. Гостя пишут днем. Он поет, танцует, рассказывает интересные истории, в общем, гости – это фрики (человек-оркестр, человек, который замечен в городе в костюме человека паука, и т.д.). В этом случае никакой полезности, просто хорошее настроение, такие утренние красивые заметки о наших людях .

Выводы по эфиру, после того как программа поменяла формат – побила по рейтингам московское утро. Как же чешутся рукиииииии!!!! По поводу обмена сюжетами на утро, я совершенно серьезно!

Классно)))) с

Классно)))) с билетиком в кино интересно) у нас с этим все более традиционно: вопрос в эфире, звонки , ответ. С недавнего времени стали делать вопрос не просто вопросом устным от ведущего, а видеовопрос (то есть, это либо картинки либо видео, к примеру,когда мы разыгрывали сертификаты на обучение в школе 3D технологий, были фрагменты фильмов.)Люди стали звонить чаще, когда видели на экране такую подсказку , ну и смотрится интереснее, чем говорящая голова.
Из рубрик, которые есть в нашей утренней программе "Место под солнем" (к которой Оля как раз и приложила свои замечательные творческие руки))))) сегодня (кроме уже упомянутых):
- "удачная посадка" -как вырастить сад на подоконнике, украсить дачу, участок, создать букет,в общем, такие зеленые советы.
- "рабочие моменты" - в жанре "проверено на себе" журналист пробует самые сложные городские професси. К примеру, контролера в общественном транспорте, регулировщика (для Алматы транспортные вопросы особенно актуальны), сотрудника водоканала, которые устраняют аварии и чинят трубы и мн.др. Получается интересно за счет активной картинки (журналист, конечно же, разгоняет пробки обязательно в час пик, в троллейбусе ловит "зайцев", сварочным аппаратом варит трубы, залазит в канализационные люки ). К тому же, через профессию мы можем рассказывать о городских проблемах и их решении: к примеру, если это регулировщик. мы рассказывали о том, как в Алматы планируют решать транспортные проблемы, на каких улицах самые большие заторы; если это водоканал, то - насколько устарели коммуникации, почему проходят аварии, как город будут спасать от обезвоживание и пр.
- "утренний специальный репортаж". Сначала мы его делали каждый день -это были интересные сюжеты об удивительных алматинцах, интересных городских явлениях, сюжеты, приуроченные к датам ( к примеру, на день рождения джинс мы снимали алматинцев, которые сами шили джинсы и после создали успешное ателье, фарцовщиков, тех, для кого джинсы были символом свободы). Теперь - из-за отсутствия достаточных технических и человеческих ресурсов - делаем репортажи раз в неделю -на особенно важные городские темы: ну, к примеру, не так давно учителям прописали дресс-код -красное не носить, коротко не надевать и даже не быть худыми (сюжет получился интересным, потому как оказалось: в Алматы в нескольких школах уже одеваются в униформу,причем самую разнообразную -от наицональных жилеток до деловых белых костюмов, к тому же нашелся интересный герой, немец, который принципиально ходит на уроки в рваных джинсах и считает, что не в одежде дело).
- афиша - анонс самых интересных событий на сегодня
- зарядка (ее хотели убрать, но на наш номер в редакции обрушился шквал звонков "верните зарядку!" Для нас, если честно, это было открытием, поэтому зарядку мы оставили, обычную траиционную, просто периодически ее обновляем)
- в качестве аналога казанскому "мобильному видео" мы ставим для поднятия хорошего настроения всякие приколы из ю-тьюба.
в ближайшее время появится юридическая рубрика,именно прикладного характера: что делать. если залили соседи, имеет ли права инспектор ГАИ осматривать машину, как быть, если с ребенка в школе требуют деньги и пр. (самые популярные вопросы из практики юриста и самые популярные в народе). Планируем, что в дальнейшем зрители будут задавать свои вопросы.
Ну, и конечно, наши народные корреспонденты (это не только алматинцы, которые сообщают погоду с градусниками, но и сотрудники ГАИ, а также службы такси, которые информируют, на каких улицах пробки, на каких перекрестках стоят регулировщики, где открыты люки и не работают светофоры ).
Кстати, не так давно оказалось, что народные корреспонденты наши -это просто кладезь. В день рождения Алматы они у нас не просто погоду сообщали, но и про любимый город рассказывали. Оказалось, один из них пел на Медео с Высоцким, другая встречалась в Алматы с Брежневым. Мы с ними заранее все обговорили, их воспоминания проиллюстрировали интересным видео. Очень здорово получилось!
Один спорный момент есть. Я так поняла, что казанское "Утро" - это именно передача с челвеческим лицом, если можно так сказать. То есть, улыбнитесь, вас снимают. И , видимо рейтинг именно оттого хорош, что это возможность для каждого попасть в ТВ. У меня после почти годовой работы в нашем утре, сложилось ощущение, что наш народ все-таки с другим менталитетом. Мы пытались сделать конкурс на лучший антикризисный пирог,приз хороший -ужин в ресторане на двоих. Все, что надо сделать -продемонстрировать рецепт самого дешевого блюда. Не поверите, СНИМАТЬСЯ согласились единицы. НЕ ХОТЯТ люди выступать перед камерой. Когда мы снимали победителей наших конкурсов (которые выигрывали билеты в кино), самое сложное было -уговорить их сказать перед камерой несколько слов. Позвонить в эфир, поболтать с ведущим -это пожалуйста. Сниматься -не хотят. Хотя, может, их просто слишком напрягала необходимость что-то особенно делать. Может, "передать привет маме" -это как раз для нас?...Потому как, есть с чем сравнить. Высокие рейтинги (в сравнении со всеми остальными программами) на телеканале "Алматы" - у так называемых фрагментов. Это просто кадры с городских улиц,люди с детьми, студенты. ЭТО смотрят. Видимо, ищут себя. Поэтому для меня лично вот в этом камень преткновения: как показывать людям их же самих (то есть, то, что зритель смотрит), но интересно, чтобы не просто "передай привет маме"???
И еще: гостей в нашей программе нет (есть ощущение, что от болтологии в студии теряется динамика) и на новостях (которые раз в час у нас выходят в эфире утра) зритель уходит.
В качестве обмена нам было бы особенно интересно получать что-то вроде полезных советов . Это то, что мы хотели делать, но до чего не доходят руки.